ОглавлениеПарусные корабли → Таможенный фрегат на Эльбе 1676

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Таможенный фрегат Брауншвейга-Люнебурга на Эльбе
(Elbzollfregatte)
1676-1679 гг. 1 ед.

 

*
St. Margaretha
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
пушек имя в строю место и дата постройки примечания
1 14 St. Margaretha 13.08.1676 Бодекулл, Швеция, 1660 В 1679 году вернулся на шведскую службу.
+ могло быть также малое судно с 9 пушками
ТТХ
  St. Margaretha
Водоизмещение около 125 т
Размерения длина между штевнями ок. 22 м
ширина ок. 5,5 м
Паруса полное вооружение, 3 мачты
Экипаж 8...18 человек
Дополнительные данные корпус деревянный, одна палуба
ВООРУЖЕНИЕ
St. Margaretha ?
14 пушек 9 пушек

 

Когда 13 августа 1676 года в ходе Северной войны принадлежащий Швеции Штаде капитулировал и временно перешел под управление Брауншвейг-Люнебурга, в руки новых правителей также попал находящийся там таможенный "фрегат" St. Margaretha и оставалась на службе под тем же именем до окончания войны в 1679 году, после чего была возвращена шведам.

St. Margaretha, по шведским источникам Margareta была построена в Бодекулле (ныне часть военно-морского порта Карлсхамн) в 1660 году и весила около 125 т. Это было прибрежное или речное судно, которое по-шведски называлось «струсс» (Struss, на немецкий манер - штрусс), вероятно, хорошо подходившее для службы на Эльбе. По типу парусов корабль соответствовал тому, что позже стало называться фрегатом. Это был трехмачтовый, полностью оснащенный корабль, однако у нее было всего 14 орудий.

История появления и конструкция.

Фоном, на котором корабль был построен, а затем перестроен, являются войны шведского короля Карла X Густава. Во время его недолгого правления, с июня 1654 г. по февраль 1660 г., Швеция была вовлечена в конфликты на нескольких фронтах, причем война распространилась на различные уголки Европы. В ноябре 1659 года король написал Адмиралтейству-коллегии в Стокгольме из замка Кронборг в Дании, сообщая, что им следует «построить 45 струссов для перевозки солдат и лошадей». Корабли должны были использоваться для вторжения в Данию, и король, формулируя приказ, имел в виду суда, использовавшиеся во время Тридцатилетней войны. Так, он упоминает, что «во времена позднего правления Густава Адольфа такие суда использовались в Пруссии и Пиллау». Некоторые единичные экземпляры судов этого типа были оснащены несколькими пушками еще в 1630-х годах, хотя обычно они были безоружны. Их использовали в качестве транспорта, а не для поражения противника.

Карл Густав перечислил предпочтительные основные размеры судов: 60 футов между штевнями и 18 футов в ширину. Половина должна была иметь гафельные паруса, а другая половина - квадратные. У судов с квадратными парусами было две мачты, а у судов с гафелем - одна, что является еще одним отличием от струссов, изображенных на гербах Штруссхильма и Штрусшельда, на которых была одна мачта с квадратным парусом. Однако есть и примеры 1630-х годов, когда струсс был оснащён тремя мачтами.

Адмиралтейство посчитало, что размеры, предложенные королем, были слишком малы, не в последнюю очередь потому, что на каждом штруссе планировалось разместить по 40 лошадей. Таким образом, размер судов был увеличен до 72 футов в длину, и только первые несколько экземпляров были построены размером 60 футов от форштевня до ахтерштевня.

Король также постановил, что суда должны быть построены к первому дню весны. Следует отметить, что этот приказ был отправлен в Адмиралтейств-коллегию в последний день ноября 1659 года. Построить целый флот вторжения за четыре-пять холодных и темных зимних месяцев было непростой задачей, и Адмиралтейств-коллегия приложила все усилия, чтобы выполнить ее. От 10 до 12 штрусов должны были быть построены в Стокгольме, десять в Гетеборге, восемь в Вестервике, шесть в Хальмстаде и 12 на недавно основанной верфи в городе Бодекулл в графстве Блекинге, бывшей датской территории, переданной Швеции по Роскилдскому договору 1658 года. Название города было изменено на Карлсхамн в 1664 году. За проектирование и постройку судов в соответствии с приказом короля на верфи в Бодекулле отвечал английский мастер-корабел Томас Дэй, который работал в Швеции с 1659 года.

Согласно указаниям короля, суда должны были быть построены с 2een plickt framme och en kajuta akter" («небольшая палуба в носу и каюта в корме»), оставляя открытое пространство на миделе для обеспечения места для лошадей. Лошадей следовало разместить в два ряда по длине корпуса, головами друг к другу. Для каждой лошади требовалось от 2 до 2,5 футов. По оценкам Адмиралтейства, меньшая версия фермы могла вместить 20 лошадей

В феврале 1660 года король внезапно скончался от непродолжительной болезни, положившей конец датской войне. В результате на верфях по всей Швеции остались недостроенные штруссы, которые были не нужны флоту. Адмиралтейство решило перестроить более крупные из них в небольшие фрегаты, способные нести от 12 до 16 орудий. Меньшие также были перестроены аналогичным образом. Их корпуса были надстроены выше, был сооружён новый уровень палубы над конструкцией исходной палубы, завершавшийся квартердеком и баком. Интересно то, что элементы оригинальной конструкции ферм до сих пор сохранились и видны внутри обнаруженного у острова Edesön Стокгольмского архипелага затонувшего судна "Bodekull" из первой, "короткой" серии, которое лежит на морском дне, на глубине 30 м под поверхностью.

Основное различие между голландским и английским кораблестроением 17 века — это конструкция кормы. В то время как голландцы строили квадратную корму с транцем под ахтеркаслем, англичане делали её круглой. В частности сохранившийся под водой «Бодекулл» проектировался с квадратной кормой, но был перестроен под круглую, что неудивительно, ведь работа велась под командованием английского мастера-корабела. Дополнительная древесина была добавлена за кормовой стойкой и транцевыми балками, в результате чего корпус стал примерно на 2 фута длиннее и завершился закругленной кормой.

В августе 1660 года в Адмиралтейство-коллегию в Стокгольме был отправлен подробный отчет, описывающий деятельность верфи в Бодекулле. На верфи не оказалось мастера-резчика по дереву, и лейтенант писал, что Адмиралтейство должно решить, «какую резьбу следует сделать, когда суда прибудут в Стокгольм». Он комментирует их внешний вид, упоминая: "если бы они были английскими "клювоголовами", то они были маленькими английскими фрегатами". Суда, первоначально предназначавшиеся для перевозки лошадей, теперь были перестроены таким образом, что они выглядели как малые фрегаты.

Когда Карл X Густав приказал построить свой флот вторжения в 1659 году, его намерение, вероятно, заключалось в том, чтобы корабли были более или менее безоружными. Однако, согласно письменному отчету верфи, короткие экземпляры были перестроены таким образом, чтобы могли нести десять орудий - шесть позади грот-мачты и четыре перед грот-мачтой. Сохранившаяся конструкция корпуса показывает расположение орудийных портов, соответствующее этому отчету. Более длинные поздние корабли, к которым принадлежала St. Margaretha, могли нести 14 пушек. Штатный экипаж в грузовом варианте составлял 8 человек, но пр необходимости мог быть увеличен.

Служба St. Margaretha.

St. Margaretha появилась у Штаде в 1663 году в сопровождении двух других военных кораблей, которые, однако, вряд ли там остались. Она стала первым шведским сторожевым кораблем, находившимся там на постоянной основе, вероятно, ранее выполнявшим аналогичную задачу на Везере. При ней была еще небольшая яхта, тоже вооруженная. 13 августа 1676 году корабль перешел во владение Ганновера после того, как предположительно на короткое время попал в руки Дании.

В 1679 году корабль вернулся на шведскую службу и дежурил в Штаде под командованием гамбургского шкипера Ханса Трау до 1686 года, когда был заменён на "Bremer Schlüssel", выведен из эксплуатации и разобран.

***

Другое судно, которое, возможно, использовалось в это время при таможенной службе на Эльбе, - плавсредство неизвестного типа, приобретенное у капитана корабля Трау примерно в 1674 и оснащенное девятью пушками. Его название и судьба неизвестны. Так-же ничего не известно про некий малый корабль, оснащенный пятью пушками, который чмслился на станции уже при шведах, в 1680 году.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Richard Graewe: Die zweihundertjährige Geschichte der Elb-Zoll-Fregatte zu Brunshausen und ihrer Kommandanten 1650–1850 (= Einzelschriften des Stader Geschichts- und Heimatvereins e. V. Nr. 17). Selbstverlag des Stader Geschichts- und Heimatvereins, Stade 1963
на английском
2 Niklas Eriksson: Baltic and east European shipbuilding influences in the Swedish Empire: tracing local and inter-regional shipbuilding traditions from the armed vessel Bodekull, built 1659-1661 and sunk 1678. Archaeonautica, 21 | 2021, р. 53-58.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 17.11.2024

 




 

 

Швингер Шанце, форт Эльбской таможни, около 1640 года.

Рангоут малого фрегата тех лет.

По первоначальному проекту (тёмный силуэт) корпус имел палубу только в носовой и кормовой части, чтобы можно было перевозить лошадей.
Поздние дополнения, а также удлиненная корма показаны светло-серой тенью.
(рисунок Никласа Эрикссона)

А) продольный разрез корпуса "Бодекулла". Верхняя палуба (1) и нижняя палуба (2).
Б) План верхней палубы, завершенный после смерти Карла X Густава, когда было решено перестроить суда.
C) Остатки конструкции палубы, которые изначально должны были стать верхней палубой.
Заметно открытое пространство (3) для лошадей на миделе. Позади транца были добавлены балки (4), чтобы превратить первоначально плоскую корму в круглую.
(рисунки Никласа Эрикссона, Джона Адамса, Джима Ханссона)

Акварель шведского штрусса, датированная 1627 годом.
Следующая страница - Таможенные фрегаты Брауншвейга-Люнебурга на Эльбе в 18 веке..