Оглавление → Парусные корабли → Таможенный фрегат на Эльбе 1676
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таможенный фрегат Брауншвейга-Люнебурга на Эльбе
(Elbzollfregatte) 1676-1679 гг. 1 ед. ![]() * St. Margaretha *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
St. Margaretha, по шведским источникам Margareta была построена в Бодекулле (ныне часть военно-морского порта Карлсхамн) в 1660 году и весила около 125 т. Это было прибрежное или речное судно, которое по-шведски называлось «струсс» (Struss, на немецкий манер - штрусс), вероятно, хорошо подходившее для службы на Эльбе. По типу парусов корабль соответствовал тому, что позже стало называться фрегатом. Это был трехмачтовый, полностью оснащенный корабль, однако у нее было всего 14 орудий. История появления и конструкция.
Карл Густав перечислил предпочтительные основные размеры судов: 60 футов между штевнями и 18 футов в ширину. Половина должна была иметь гафельные паруса, а другая половина - квадратные. У судов с квадратными парусами было две мачты, а у судов с гафелем - одна, что является еще одним отличием от струссов, изображенных на гербах Штруссхильма и Штрусшельда, на которых была одна мачта с квадратным парусом. Однако есть и примеры 1630-х годов, когда струсс был оснащён тремя мачтами. Адмиралтейство посчитало, что размеры, предложенные королем, были слишком малы, не в последнюю очередь потому, что на каждом штруссе планировалось разместить по 40 лошадей. Таким образом, размер судов был увеличен до 72 футов в длину, и только первые несколько экземпляров были построены размером 60 футов от форштевня до ахтерштевня. Король также постановил, что суда должны быть построены к первому дню весны. Следует отметить, что этот приказ был отправлен в Адмиралтейств-коллегию в последний день ноября 1659 года. Построить целый флот вторжения за четыре-пять холодных и темных зимних месяцев было непростой задачей, и Адмиралтейств-коллегия приложила все усилия, чтобы выполнить ее. От 10 до 12 штрусов должны были быть построены в Стокгольме, десять в Гетеборге, восемь в Вестервике, шесть в Хальмстаде и 12 на недавно основанной верфи в городе Бодекулл в графстве Блекинге, бывшей датской территории, переданной Швеции по Роскилдскому договору 1658 года. Название города было изменено на Карлсхамн в 1664 году. За проектирование и постройку судов в соответствии с приказом короля на верфи в Бодекулле отвечал английский мастер-корабел Томас Дэй, который работал в Швеции с 1659 года. Согласно указаниям короля, суда должны были быть построены с 2een plickt framme och en kajuta akter" («небольшая палуба в носу и каюта в корме»), оставляя открытое пространство на миделе для обеспечения места для лошадей. Лошадей следовало разместить в два ряда по длине корпуса, головами друг к другу. Для каждой лошади требовалось от 2 до 2,5 футов. По оценкам Адмиралтейства, меньшая версия фермы могла вместить 20 лошадей
Основное различие между голландским и английским кораблестроением 17 века — это конструкция кормы. В то время как голландцы строили квадратную корму с транцем под ахтеркаслем, англичане делали её круглой. В частности сохранившийся под водой «Бодекулл» проектировался с квадратной кормой, но был перестроен под круглую, что неудивительно, ведь работа велась под командованием английского мастера-корабела. Дополнительная древесина была добавлена за кормовой стойкой и транцевыми балками, в результате чего корпус стал примерно на 2 фута длиннее и завершился закругленной кормой.
Когда Карл X Густав приказал построить свой флот вторжения в 1659 году, его намерение, вероятно, заключалось в том, чтобы корабли были более или менее безоружными. Однако, согласно письменному отчету верфи, короткие экземпляры были перестроены таким образом, чтобы могли нести десять орудий - шесть позади грот-мачты и четыре перед грот-мачтой. Сохранившаяся конструкция корпуса показывает расположение орудийных портов, соответствующее этому отчету. Более длинные поздние корабли, к которым принадлежала St. Margaretha, могли нести 14 пушек. Штатный экипаж в грузовом варианте составлял 8 человек, но пр необходимости мог быть увеличен. Служба St. Margaretha.
В 1679 году корабль вернулся на шведскую службу и дежурил в Штаде под командованием гамбургского шкипера Ханса Трау до 1686 года, когда был заменён на "Bremer Schlüssel", выведен из эксплуатации и разобран. *** Другое судно, которое, возможно, использовалось в это время при таможенной службе на Эльбе, - плавсредство неизвестного типа, приобретенное у капитана корабля Трау примерно в 1674 и оснащенное девятью пушками. Его название и судьба неизвестны. Так-же ничего не известно про некий малый корабль, оснащенный пятью пушками, который чмслился на станции уже при шведах, в 1680 году.
|