Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "L-1916"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проекты линейных кораблей (Linienschiffe, Grosslinienschiffe) типа
Германия, не строились (проекты 1916 г.) L-1 * L-2 * L-3 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
После создания в 1912 г. проекта Bayern к разработке будущих линкоров в Германии вернулись только через четыре года, в самый канун Ютланда. В апреле 1916 г. кайзеру были представлены три новых проекта (L-1, L-2 и L-3), при разработке которых за основу взяли конструкцию первого сверхдредноута Г.Бюркнера/А.Пеха. В состав вооружения одного из них (L-2) включалась дополнительная 15" двухорудийная установка, причём располагалась она поверх обеих кормовых башен, позволяя концентрировать 60% тяжёлой артиллерии линкора прямо по корме. Эту конструктивную особенность проекта, придававшую ему весьма импозантный силуэт, можно расценить, тем не менее, скорее как курьёзную инициативу, нежели как интересную находку. Единственный сообщаемый ей плюс заключался в некотором тактическом преимуществе подобного тяжёлого корабля при бое на отходе, в то время как перечень привносимых проблем оказывался куда более велик. Вознесённая на высоту 12,8 м (от ватерлинии до осей орудий), эта дополнительная башня становилась новым значительным центром масс, который не мог не повлиять на остойчивость корабля, а её высокий барбет требовал большого расхода веса (до 500 т). Вся же установка в целом существенно увеличивала размеры и приметность корабля как цели. Интересно, что ступенчатому, одна поверх другой, расположению трёх установок главного калибра, так и не суждено было появиться ни на одном реально построенном линкоре-дредноуте ни до этого, ни впоследствии, хотя недостатка в подобных предложениях не было. Впервые три башни уступами появились в эскизных проектах знаменитого "Dreadnought" ещё в декабре 1904 г. - в вариантах Е (по три 12" двухорудийных установки в носу и корме) и F (две в носу и три в корме). Позднее новый импульс этой идее был сообщён уже под влиянием вашингтонских ограничений по тоннажу линкора (35000 т). В Англии и США в период 1929-1936 гг. было создано около трёх десятков проектов линейных кораблей, 14"-16" артиллерия которых размещалась в носовой половине уступами в трёх двух-, трёх- или четырёхорудийных башнях. Несмотря на мощное вооружение и внушительный облик германского "супер-Байерна" проекта L-2, он имел и ряд других недостатков: весьма протяжённую цитадель (65% длины корпуса), что требовало дополнительного расхода нагрузки на тяжёлое поясное бронирование, крупные отсеки бортовых торпедных аппаратов за пределами концевых башен в оконечностях, существенно ухудшавшие живучесть, а также большую осадку, затруднявшую использование этого импозантного корабля в условиях мелководья "мокрого треугольника". Распределение и толщина элементов его броневой защиты в точности повторяли прототип. Вместе с тем имелись и положительные стороны проекта - скорость линкора была повышена до 23,5 уз (25 при форсировании), доля нефтяных котлов увеличилась до 40%, а в форме форштевня произошёл отказ от таранного рудимента. Проект L-2 интересен тем, что он наглядно показывает бесперспективность экстенсивного совершенствования Bayern в качестве прототипа для будущего типа линкора. Из этого логически следовала необходимость обращения в будущем к качественно новым решениям - более мощному тяжёлому орудию, повышенной скорости, перераспределению толщин броневых прикрытий и отказ от бесполезного торпедного вооружения при том, что собственно конструктивно-боевая схема тяжёлого артиллерийского корабля нашла в проекте Bayern её классическое определение.
|