Оглавление → Яхты → Гоночная яхта кайзера "Meteor" (II)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гоночная яхта Кайзера (Dienstyacht, Segelyacht)
Германия, 1896 г. 1 ед. (строилась в Британии) * Meteor / Orion *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Летом 1895 стало очевидно, что восьмилетний "Meteor" сильно уступает крупным гонщикам нового стиля "Britannia", "Satanita" и "Ailsa", как и "Valkyrie II", затонувшей годом раньше. Был необходим новый гонщик большого класса, стоимость которого тогда была не менее 20 000£. За немецкие королевские яхты почти полностью платили правительственными деньгами, которые часто было трудно провести через парламент. Однако, так или иначе с этим справились и после переговоров у GL Watson & Co был размещен заказ на самый быстрый большой куттер, способный побить своих английских противников. Результатом стал "Meteor II", один из самых прекрасных куттеров, когда-либо построенных. Ее площадь парусов была больше чем у "Britannia", которая воспринималась как основной противник, хотя была готова более новая "Ailsa" и на подходе была "Satanita", с которыми тоже стоило считаться. "Meteor II" был построен на открытом, настеленным крышей стапеле на верфи D & W Henderson в Partick, Glasgow - фирме, которая построила "Britannia", "Valkyrie" II и III и много других больших парусных яхт, без суеты и так же быстро, как они строили много стальных торговых судов. Новый "Meteor" в субботу днем вышел из Гурока, через три дня достиг Плимутской бухты и остался ждать там благоприятного случая, чтобы пройти канал на Темзе. Его должны были отбуксировать каналом Белл, но сильный восточный ветер и бурное море вынудили Капитана Гомеша пойти под парусами, и корабль прибыл в Коус, где к экипажу присоединился представитель владельца и друг кайзера лорд Лонсдэйл. Яхта сперва базировалась в Королевском лондонском Яхт-клубе Темзы, открыв гоночный сезон 1896. "Meteor II", "Britannia", "Ailsa", "Satanita" и меньший куттер "Hester" стартовали у нижнего Хоупа, достигли нижней Темзы, обошли вокруг плавучего маяка Mouse в устье Темзы и финишировали в Грейвсенде. Капитан Гомеш в начале далеко увёл "Meteor II" при слабом ветре, но "Britannia", в какой-то момент взяв инициативу, шла первой. После того, как по пути назад вверх по реке после Mouse "Meteor II" получил выгодное место, он пришёл на финиш в Грейвсенде на 13 минут раньше "Britannia". Когда "Meteor II" приблизился к линии финиша, сотни зрителей высыпали на берег и смотрели в абсолютной тишине. Немецкая яхта победила, и толпа не была рада. Вскоре после этого пришла "Britannia", заняв второе место под рев приветствия, почти потопивший свист струй пара и сирены пароходов и паровых яхт, как если бы она была победительницей. Капитан Гомеш, его команда и лорд Лонсдэйл были расстроены этим неуместным шоу, хотя "Meteor II" и нес флаг владельца с прусским орлом, он был разработан, построен, укомплектован и управлялся британцами. Несколько дней спустя "Meteor II" выиграл Нор-дуврские гонки, побив "Britannia" на 9 минут и 5 секунд. На гонках в Саутгемптоне в июне "Meteor II" обогнал "Britannia" на 25 минут. Его большая площадь парусов и ширина очень способствовали успеху, а капитан Гомеш и команда довели яхту до совершенства. Пока сезон продолжался, ее успехи возросли, сопровождаясь приятными телеграммами Кайзеру. Она была несомненно лучшим гоночным куттером, построенным к тому времени. Чтобы успешно участвовать в гонках, такая большая скоростная яхта нуждалась в команде приблизительно из 35 человек. Они должны были жить на борту в течение парусного сезона, с мая до начала сентября, на железных 'раскладушках' обтянутых тканью, которые складывались к бортам, когда не надо было спать. Таким образом, для других работ на борту оставалось небольшое количество рук. Бар и каюты владельца и гостей не могли использоваться экипажем, и они часто сооружали кустарную кухню в кормовой части, в отсеке, который был предназначен для хранения легких парусов и запасных веревок, красок, и т.д. Чтобы уменьшить тесноту на борту, когда владелец не был на яхте, запасные паруса часто временно убирались в салон. Это освобождало пространство для ограниченного использования в качестве спальни. В середине июня 1896 "Meteor II" вышел из Госпорта в Киль на буксире немецкого миноносца. Там он участвовал в гонках против различных немецких яхт без сопоставимого противника. Они включали старый "Meteor", переименованный в "Comet", бывшую британскую яхту 40 класса "Lais", "Varuna", принадлежавшую принцу Джорджу, и переименованную в "Mucke", принц Генрих был на борту своего экс-британского быстрого крейсера "L'Esperance", купленного у графа Данрэйвена. Кильские гонки дали возможность капитану Гомешу и его английским помощникам улучшить способности немецких моряков, которых, согласно распоряжению Кайзера, он должен был теперь иметь в своей команде. Матросы, которые казались наиболее подходящими для службы на борту немецкого парусного гоночного флота, были из береговых деревень и малых городов Кильской области, особенно из Экернфёрде. Они были обычно заняты в течение мая, июня, июля и августа. Они были рыбаками и каботажными моряками, приученными к парусам маленьких куттеров и рыбацких и грузовых шлюпов и кечей, работающих в местных водах и в Балтийском море. Они были хорошими и послушными моряками, но капитан Гомеш и помощник должны были упорно трудиться, чтобы заставить их действовать быстро. Это было главной частью их обучения: следовать за всеми маневрами во время гонки, наблюдая, что сделали капитан и помощник при перемене обстоятельств, таким образом, они, как и опытные английские матросы, могли быть готовы к приказам, ускоряя обработку парусов и выигрывая драгоценные секунды в гонке. Немцы, казалось, хорошо преуспели в английском языке: языковой барьер был одной из проблем на палубе, пока у немецкого 'Матрозена' не было разумного знания базового английского. К началу июля "Meteor II" прибыл в Глазго и затем участвовал в регате Большого Королевского яхт-клуба по 48-мильному курсу при слабом ветре, который посвежел, чтобы дать возможность увидеть роскошный поединок между двумя королевскими куттерами, с их двумя одинаково опытными капитанами. "Britannia" выиграла 32 секунды, но "Meteor II" несколько дней спустя победил ее на Кубке Королевы в Северном Королевском Яхт-клубе. В регате в Кемпбелтауне "Meteor II" сражался против "Britannia", "Satanita", "Ailsa" и "Caress". При прекрасной погоде яхты проходили каждую марку не лавируя, и в самой быстрой гонке на Клайде "Meteor II" победил, опередив "Satanita" на 51 секунду. В Каусской неделе большого класса в Королевском Яхт-клубе Св. Георгия в Кингстауне, Ирландия, "Meteor II" победил снова, дважды. К тому времени он участвовал в гонках 14 раз, выиграл 10 и был вторым в трёх, заработав 705£ в денежных призах, серебряную медаль и Кубок Королевы. Повреждение бушприта не позволило "Meteor II" стартовать в первый день Каусской недели, в гонке Королевской Яхтенной Эскадры на следующий день он сломал свой бушприт, топ и топсель и сошёл с дистанции. Он победил в регате Королевского Яхт-клуба Виктории у Райда несколько дней спустя. Куттер Императора, его капитан и команда казались наверху парусного мира, когда они подготовились участвовать в регате большого класса Королевского Яхт-клуба Альбера в Спитхэде, но их надежды были разрушены. "Meteor II", "Ailsa", "Satanita" и "Britannia" пересекали курс в восточном направлении чтобы обогнуть плавучий маяк NAB, в то время как курс 52-футового класса был вокруг Уорнера. У курса обоих классов маркой круга была лодка комитета, поставленная на якорь около форта Спит в Саутси. Около полудня с бризом лидеры двух классов случайно приблизились к лодке комитета почти одновременно. "Meteor II" шёл вплотную на корме у "Britannia". Перед носом "Britannia" оказался немецкий куттер 52 футового класса "Isolde", постройки американской верфи Herreshoff, между ней и кормой "Britannia" - британский 52 футовый "Saint" и на корме американский 52 футовый "Niagara". "Britannia" под командой капитана Джона Картера шла приблизительно 10-11 узлов, "Meteor II" с капитаном Гомешем немного быстрее, вплотную на корме "Britannia". "Isolde" управлялась капитаном Уильямом Майлзом Вулстоном и на борту был ее владелец, молодой барон фон Цедтвиц. Когда эти яхты приблизились к лодке комитета, "Saint" повернул на четверть к ветру, чтобы обойти "Isolde", но зацепил её корму. "Isolde" внезапно неконтролируемо повернула вправо, под нос "Britannia" и капитан Майлз немедленно изо всех сил попытался вернуть "Isolde" на курс, чтобы избежать удара, но увидел на расстоянии в 6 футов стремительно приближающийся нос "Meteor II", поскольку тот повторял все манёвры "Britannia". Нос "Isolde" воткнулся в "Britannia" в тот момент, когда бушприт "Meteor II" проткнул ее грот. Удар сбросил мачту "Isolde" вниз. Ее матросы и барон побежали вперед, но капитан Майлз не смог из-за механизма, падающего на него. Он выскочил за борт, чтобы избежать ранения, рядом прошла 52 футовая "Penitent" с проектировщиком яхты Артуром Пэйном, который бросил ему спасательный пояс. Тем временем, барон направился в кормовую часть чтобы осмотреть повреждения, но услышал крик матросов и начал возвращаться, когда получил удар штангой в голову. Капитан Майлз забрался назад на борт, так как два матроса пытались вытащить барона из обломков. Капитан достал его, очевидно без сознания. Все это произошло в считанные секунды. На борту "Meteor II" капитан Гомеш тщательно держал наветренную сторону на правом борту "Britannia", рассчитывая пройти промежуток между ней, "Saint" и "Isolde". Это произошло бы, если бы "Isolde" не выскочила так внезапно на его курс. "Britannia" спустила шлюпку с помощником и четырьмя матросами, чтобы помочь "Isolde". Подошли 52-футовые "Ailsa" и "Satanita". Они прекратили гонку, лодки были спущены на воду и с соседних яхт. На борту паровой яхты "White Lady" прибыл доктор В. Доусон, чтобы осмотреть барона и нашёл его уже мертвым от внутренних ран. Комитет, естественно, отменил остальную часть гонок, все флаги на судах и на берегу были приспущены. На борту "Britannia" капитан Картер считал, что Роберт Гомеш должен был попытаться сменить свой курс в сложившейся ситуации, но капитан Гомеш справедливо расценил свои действия как безупречные; он был бессилен предотвратить полностью неожиданное столкновение. Это представление было позже подтверждено следствием. Этот печальный несчастный случай привел к выводу "Meteor II" и "Britannia" из оставшихся гонок сезона. Капитану Гомешу приказали привести "Meteor II" для ремонта в Клайд, а "Britannia" ушла для ремонта в Саутгемптон. Капитан Гомеш с командой вернулся домой в Госпорт, чтобы ждать неизбежный далее допрос парусными советниками Кайзера, поскольку погибший барон был не только дипломатом, но также и любимым другом Кайзера и его двора. "Meteor II" как и "Isolde" были зарегистрированы в порту Киля, позже расследование также проводилось во Фленсбурге местным Морским Советом. Они заслушали детализированные показания роли, которую в несчастном случае играл "Saint". Правление нашло, что никакая вина не может быть вменена "Meteor II", у которого было достаточная чистой воды, чтобы пройти между "Britannia" и "Isolde", если бы не её поворот. В ходе ремонта в 1899 г. "Meteor II" получил небольшую вторую мачту в корме и стал иолом. До 1902 яхта служила императору для парусных регат, после чего он передал её станции ВМФ на Балтике, где она использовалась в качестве служебной парусной лодки и была переименована в "Orion". Её место заняла построенная в США шхуна "Meteor III". Яхта пережила войну и служила при ВМФ до 1938 года, когда её передали гражданскому Транспортному Союзу Балтийского моря. Дальнейшая судьба не известна.
|