ОглавлениеЯхты → Гоночная яхта кайзера "Meteor" (II)

  Яхты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гоночная яхта Кайзера (Dienstyacht, Segelyacht)

 Meteor  (II)



Германия, 1896 г. 1 ед. (строилась в Британии)


 

*
Meteor / Orion
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / спуск в строю примечания
1 Meteor <D. & W. Hendersson & Co.>, Глазго, Британия / 1896 13.05.1896 куттер, с 1896 служебная яхта Orion при станции ВМФ на Балтике, с 1899 иол, с 1938 в Транспортном Союзе Балтийского моря
ТТХ
Водоизмещение 167 т
Размерения длина КВЛ 26,81 м
ширина 7,37 м
осадка 5,50 м
Энергетическая установка состав и тип паруса куттер, 1115 м², с 1899 иол, 1147 м²
Дополнительные данные корпус стальной
экипаж 35 чел.
стоимость постройки 168 147 марок
ВООРУЖЕНИЕ
отсутствовало



 

 

Летом 1895 стало очевидно, что восьмилетний "Meteor" сильно уступает крупным гонщикам нового стиля "Britannia", "Satanita" и "Ailsa", как и "Valkyrie II", затонувшей годом раньше. Был необходим новый гонщик большого класса, стоимость которого тогда была не менее 20 000£. За немецкие королевские яхты почти полностью платили правительственными деньгами, которые часто было трудно провести через парламент. Однако, так или иначе с этим справились и после переговоров у GL Watson & Co был размещен заказ на самый быстрый большой куттер, способный побить своих английских противников.

Результатом стал "Meteor II", один из самых прекрасных куттеров, когда-либо построенных. Ее площадь парусов была больше чем у "Britannia", которая воспринималась как основной противник, хотя была готова более новая "Ailsa" и на подходе была "Satanita", с которыми тоже стоило считаться.

"Meteor II" был построен на открытом, настеленным крышей стапеле на верфи D & W Henderson в Partick, Glasgow - фирме, которая построила "Britannia", "Valkyrie" II и III и много других больших парусных яхт, без суеты и так же быстро, как они строили много стальных торговых судов.

Новый "Meteor" в субботу днем вышел из Гурока, через три дня достиг Плимутской бухты и остался ждать там благоприятного случая, чтобы пройти канал на Темзе. Его должны были отбуксировать каналом Белл, но сильный восточный ветер и бурное море вынудили Капитана Гомеша пойти под парусами, и корабль прибыл в Коус, где к экипажу присоединился представитель владельца и друг кайзера лорд Лонсдэйл.

Яхта сперва базировалась в Королевском лондонском Яхт-клубе Темзы, открыв гоночный сезон 1896. "Meteor II", "Britannia", "Ailsa", "Satanita" и меньший куттер "Hester" стартовали у нижнего Хоупа, достигли нижней Темзы, обошли вокруг плавучего маяка Mouse в устье Темзы и финишировали в Грейвсенде. Капитан Гомеш в начале далеко увёл "Meteor II" при слабом ветре, но "Britannia", в какой-то момент взяв инициативу, шла первой. После того, как по пути назад вверх по реке после Mouse "Meteor II" получил выгодное место, он пришёл на финиш в Грейвсенде на 13 минут раньше "Britannia".

Когда "Meteor II" приблизился к линии финиша, сотни зрителей высыпали на берег и смотрели в абсолютной тишине. Немецкая яхта победила, и толпа не была рада. Вскоре после этого пришла "Britannia", заняв второе место под рев приветствия, почти потопивший свист струй пара и сирены пароходов и паровых яхт, как если бы она была победительницей. Капитан Гомеш, его команда и лорд Лонсдэйл были расстроены этим неуместным шоу, хотя "Meteor II" и нес флаг владельца с прусским орлом, он был разработан, построен, укомплектован и управлялся британцами.

Несколько дней спустя "Meteor II" выиграл Нор-дуврские гонки, побив "Britannia" на 9 минут и 5 секунд. На гонках в Саутгемптоне в июне "Meteor II" обогнал "Britannia" на 25 минут. Его большая площадь парусов и ширина очень способствовали успеху, а капитан Гомеш и команда довели яхту до совершенства. Пока сезон продолжался, ее успехи возросли, сопровождаясь приятными телеграммами Кайзеру. Она была несомненно лучшим гоночным куттером, построенным к тому времени.

Чтобы успешно участвовать в гонках, такая большая скоростная яхта нуждалась в команде приблизительно из 35 человек. Они должны были жить на борту в течение парусного сезона, с мая до начала сентября, на железных 'раскладушках' обтянутых тканью, которые складывались к бортам, когда не надо было спать. Таким образом, для других работ на борту оставалось небольшое количество рук. Бар и каюты владельца и гостей не могли использоваться экипажем, и они часто сооружали кустарную кухню в кормовой части, в отсеке, который был предназначен для хранения легких парусов и запасных веревок, красок, и т.д. Чтобы уменьшить тесноту на борту, когда владелец не был на яхте, запасные паруса часто временно убирались в салон. Это освобождало пространство для ограниченного использования в качестве спальни.

В середине июня 1896 "Meteor II" вышел из Госпорта в Киль на буксире немецкого миноносца. Там он участвовал в гонках против различных немецких яхт без сопоставимого противника. Они включали старый "Meteor", переименованный в "Comet", бывшую британскую яхту 40 класса "Lais", "Varuna", принадлежавшую принцу Джорджу, и переименованную в "Mucke", принц Генрих был на борту своего экс-британского быстрого крейсера "L'Esperance", купленного у графа Данрэйвена.

Кильские гонки дали возможность капитану Гомешу и его английским помощникам улучшить способности немецких моряков, которых, согласно распоряжению Кайзера, он должен был теперь иметь в своей команде. Матросы, которые казались наиболее подходящими для службы на борту немецкого парусного гоночного флота, были из береговых деревень и малых городов Кильской области, особенно из Экернфёрде. Они были обычно заняты в течение мая, июня, июля и августа. Они были рыбаками и каботажными моряками, приученными к парусам маленьких куттеров и рыбацких и грузовых шлюпов и кечей, работающих в местных водах и в Балтийском море.

Они были хорошими и послушными моряками, но капитан Гомеш и помощник должны были упорно трудиться, чтобы заставить их действовать быстро. Это было главной частью их обучения: следовать за всеми маневрами во время гонки, наблюдая, что сделали капитан и помощник при перемене обстоятельств, таким образом, они, как и опытные английские матросы, могли быть готовы к приказам, ускоряя обработку парусов и выигрывая драгоценные секунды в гонке. Немцы, казалось, хорошо преуспели в английском языке: языковой барьер был одной из проблем на палубе, пока у немецкого 'Матрозена' не было разумного знания базового английского.

К началу июля "Meteor II" прибыл в Глазго и затем участвовал в регате Большого Королевского яхт-клуба по 48-мильному курсу при слабом ветре, который посвежел, чтобы дать возможность увидеть роскошный поединок между двумя королевскими куттерами, с их двумя одинаково опытными капитанами. "Britannia" выиграла 32 секунды, но "Meteor II" несколько дней спустя победил ее на Кубке Королевы в Северном Королевском Яхт-клубе.

В регате в Кемпбелтауне "Meteor II" сражался против "Britannia", "Satanita", "Ailsa" и "Caress". При прекрасной погоде яхты проходили каждую марку не лавируя, и в самой быстрой гонке на Клайде "Meteor II" победил, опередив "Satanita" на 51 секунду. В Каусской неделе большого класса в Королевском Яхт-клубе Св. Георгия в Кингстауне, Ирландия, "Meteor II" победил снова, дважды. К тому времени он участвовал в гонках 14 раз, выиграл 10 и был вторым в трёх, заработав 705£ в денежных призах, серебряную медаль и Кубок Королевы.

Повреждение бушприта не позволило "Meteor II" стартовать в первый день Каусской недели, в гонке Королевской Яхтенной Эскадры на следующий день он сломал свой бушприт, топ и топсель и сошёл с дистанции. Он победил в регате Королевского Яхт-клуба Виктории у Райда несколько дней спустя. Куттер Императора, его капитан и команда казались наверху парусного мира, когда они подготовились участвовать в регате большого класса Королевского Яхт-клуба Альбера в Спитхэде, но их надежды были разрушены.

"Meteor II", "Ailsa", "Satanita" и "Britannia" пересекали курс в восточном направлении чтобы обогнуть плавучий маяк NAB, в то время как курс 52-футового класса был вокруг Уорнера. У курса обоих классов маркой круга была лодка комитета, поставленная на якорь около форта Спит в Саутси. Около полудня с бризом лидеры двух классов случайно приблизились к лодке комитета почти одновременно. "Meteor II" шёл вплотную на корме у "Britannia".

Перед носом "Britannia" оказался немецкий куттер 52 футового класса "Isolde", постройки американской верфи Herreshoff, между ней и кормой "Britannia" - британский 52 футовый "Saint" и на корме американский 52 футовый "Niagara". "Britannia" под командой капитана Джона Картера шла приблизительно 10-11 узлов, "Meteor II" с капитаном Гомешем немного быстрее, вплотную на корме "Britannia". "Isolde" управлялась капитаном Уильямом Майлзом Вулстоном и на борту был ее владелец, молодой барон фон Цедтвиц.

Когда эти яхты приблизились к лодке комитета, "Saint" повернул на четверть к ветру, чтобы обойти "Isolde", но зацепил её корму. "Isolde" внезапно неконтролируемо повернула вправо, под нос "Britannia" и капитан Майлз немедленно изо всех сил попытался вернуть "Isolde" на курс, чтобы избежать удара, но увидел на расстоянии в 6 футов стремительно приближающийся нос "Meteor II", поскольку тот повторял все манёвры "Britannia".

Нос "Isolde" воткнулся в "Britannia" в тот момент, когда бушприт "Meteor II" проткнул ее грот. Удар сбросил мачту "Isolde" вниз. Ее матросы и барон побежали вперед, но капитан Майлз не смог из-за механизма, падающего на него. Он выскочил за борт, чтобы избежать ранения, рядом прошла 52 футовая "Penitent" с проектировщиком яхты Артуром Пэйном, который бросил ему спасательный пояс.

Тем временем, барон направился в кормовую часть чтобы осмотреть повреждения, но услышал крик матросов и начал возвращаться, когда получил удар штангой в голову. Капитан Майлз забрался назад на борт, так как два матроса пытались вытащить барона из обломков. Капитан достал его, очевидно без сознания.

Все это произошло в считанные секунды. На борту "Meteor II" капитан Гомеш тщательно держал наветренную сторону на правом борту "Britannia", рассчитывая пройти промежуток между ней, "Saint" и "Isolde". Это произошло бы, если бы "Isolde" не выскочила так внезапно на его курс.

"Britannia" спустила шлюпку с помощником и четырьмя матросами, чтобы помочь "Isolde". Подошли 52-футовые "Ailsa" и "Satanita". Они прекратили гонку, лодки были спущены на воду и с соседних яхт. На борту паровой яхты "White Lady" прибыл доктор В. Доусон, чтобы осмотреть барона и нашёл его уже мертвым от внутренних ран.

Комитет, естественно, отменил остальную часть гонок, все флаги на судах и на берегу были приспущены. На борту "Britannia" капитан Картер считал, что Роберт Гомеш должен был попытаться сменить свой курс в сложившейся ситуации, но капитан Гомеш справедливо расценил свои действия как безупречные; он был бессилен предотвратить полностью неожиданное столкновение. Это представление было позже подтверждено следствием.

Этот печальный несчастный случай привел к выводу "Meteor II" и "Britannia" из оставшихся гонок сезона. Капитану Гомешу приказали привести "Meteor II" для ремонта в Клайд, а "Britannia" ушла для ремонта в Саутгемптон. Капитан Гомеш с командой вернулся домой в Госпорт, чтобы ждать неизбежный далее допрос парусными советниками Кайзера, поскольку погибший барон был не только дипломатом, но также и любимым другом Кайзера и его двора.

"Meteor II" как и "Isolde"  были зарегистрированы в порту Киля, позже расследование также проводилось во Фленсбурге местным Морским Советом. Они заслушали детализированные показания роли, которую в несчастном случае играл "Saint". Правление нашло, что никакая вина не может быть вменена "Meteor II", у которого было достаточная чистой воды, чтобы пройти между "Britannia" и "Isolde", если бы не её поворот.

В ходе ремонта в 1899 г. "Meteor II" получил небольшую вторую мачту в корме и стал иолом.

До 1902 яхта служила императору для парусных регат, после чего он передал её станции ВМФ на Балтике, где она использовалась в качестве служебной парусной лодки и была переименована в "Orion". Её место заняла построенная в США шхуна "Meteor III".

Яхта пережила войну и служила при ВМФ до 1938 года, когда её передали гражданскому Транспортному Союзу Балтийского моря. Дальнейшая судьба не известна.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                         

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.:
http://www.yachtsportarchiv.de/rundreise/emanzipation-kiel.html

последнее обновление: 29.08.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1891-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921

Модели "Meteor II" (слева) и "Meteor I" (справа).

Модели "Meteor II" (слева) и "Meteor I" (справа).

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

Модель "Meteor II".

"Meteor II" на Кильской неделе.

Прибытие "Meteor II" в Киль.

"Meteor II" в Кильской бухте.

"Meteor II" и "Ailsa".

"Meteor II" в Коусе.

"Meteor II" в Коусе.

"Orion", быв. "Meteor II".

"Meteor II" на корме "Brittania", справа "Saint" и "Isolde".

"Meteor II" под спинакером, весь экипаж на корме.

"Meteor II"

"Meteor II"

"Meteor II" и "Ailsa".

"Meteor II"

"Meteor II" в первом сезоне, 1896.

"Meteor II"

"Meteor II" в доке в Саутгемптоне, 1895.

"Meteor II" в Бриксхэме (в центре).

"Meteor II"

"Meteor II"
Предыдущая страница - гоночная яхта принца Генриха "L'Esperance"
Следующая страница - гоночная яхта императрицы "Iduna"