Сохранившиеся свидетельства доисторического и раннего периода германских племён, обитавших вдоль побережья Северной Европы, раскрывают их связь с мореплаванием. Если ограничить этот анализ Германской империей, расширявшейся с раннего Средневековья, то уже римские записи свидетельствуют о том, что их продвижение к побережью Северного моря было связано с морскими сражениями с германскими племенами, обитавшими в устьях Рейна, Эмса, Яде, Везера и Эльбы. Так, нам известны морские сражения у устья Эмса в IX и XV веках, в прибрежной зоне южной части Северного моря в V и VI веках, а также наступательные наступления германских племён в Ла-Манш и северную часть Северного моря в первые века нашей эры. Следовательно, корабли, использовавшиеся для этих операций, должны были быть спроектированы так, чтобы быть пригодными не только для рыболовства и обмена товарами у побережья, но и для военных действий на море.
Однако флот впервые появился при Карле Великом (742–814), императоре Священной Римской империи Германской нации. Его деятельность распространялась на Северное море, Ла-Манш и Средиземное море. Сохранившиеся письменные источники времён императора Оттона III (980–1002) свидетельствуют о том, что одной из придворных должностей была должность «верховного адмирала». Следовательно, в то время императорские владения должны были обладать военно-морским флотом, как и во времена правления императора Фридриха I Барбароссы (1122–1190), который назначил своего сына Оттона «имперским адмиралом». Из крестовых походов известно, что фризы, обитавшие на германском побережье Северного моря, также участвовали в крестовых походах со своими кораблями, которые служили не только транспортными средствами, но и отражали нападения пиратов и других врагов, а также боролись с мавританскими блокадами европейских портов.
При императоре Фридрихе II (1194–1250) империя простиралась от Балтийского и Северного морей до Средиземного моря и Леванта. Резиденция правительства находилась в Палермо. Небезопасность сухопутного пути через Италию для транспорта и путешествий в Германию и обратно вынудила интегрировать морской путь в транспортную систему. Необходимость военной безопасности побудила императора расширить военный флот, унаследованный им от норманнов, живших на побережье Средиземного моря, превратив его в боеспособный флот с хорошо налаженной организацией (снаряжение, вооружение, комплектация, верфи). Главнокомандующий носил титул «имперского адмирала». Сохранились свидетельства о сражениях в Средиземном море в тот период.
Общность интересов, сложившаяся на рубеже первого тысячелетия в нескольких прибрежных городах империи для обмена товарами с Англией через Северное море и Ла-Манш, со временем расширилась до союза, получившего название «Ганзейский союз», в который вошли города, расположенные на Балтийском море и в глубине страны. Конкурирующие интересы, расхождения в экономических и политических концепциях других прибрежных государств, а также пиратство других государств вынудили Ганзейский союз учитывать не только необходимость защиты от нападений на торговое судостроение, но и проектирование и строительство чисто военных кораблей. Ганзейский союз достиг пика своего могущества и оптимальной сферы влияния примерно к середине второй половины XIV века. Военное превосходство морских держав, изменение характера морских перевозок, разобщенность внутри самой Ганзы и отсутствие поддержки со стороны империи привели к её постепенному распаду. Ещё до последнего Ганзейского дня в Любеке в июле 1669 года Любек, Гамбург и Бремен заключили в 1630 году Тройственный союз для взаимной поддержки. Таким образом, они оставались хранителями традиций более чем 500-летней истории Ганзейского союза.
Тевтонский орден, которому император поручил управление Востоком, также чувствовал необходимость обеспечить свою миссию военным путем. В конце XIII века он разместил не только транспорты для перевозки войск, но и военные корабли для борьбы с пиратами на острове Готланд, которые участвовали в многочисленных сражениях вплоть до конца правления ордена в 1525 году.
Европейские войны также вынудили соседние государства содержать и размещать вооруженные корабли на внутренних водных путях Германии, в частности на Дунае и Боденском озере.
|