Трофейные российские миноносцы (Torpedoboote) типа
Сокол |
Германия, с 1918 г. 5 ед. (постройки 1900-1902 гг.)
* S.1-5 *
ТТХ
Водоизмещение |
нормальное |
250-260 т |
полное |
280-300 т |
Размерения |
длина |
58,1 м |
ширина |
5,64 м |
осадка |
носом |
1,65 м |
кормой |
2,38 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
2 вала |
2 гребных винта |
? |
2 ПМ 3-го расширения |
? |
8 ПК "Yarrow" |
проектная мощность |
3800 - 3900 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
проектная |
26,8 - 27,5 уз. |
фактически |
меньше |
запас топлива |
60 т. угля |
дальность плавания |
13 узлов |
450-660 миль |
Экипаж |
ок. 50 чел. |
Дополнительные данные |
корпус |
стальной |
электроснабжение |
? |
управление |
1 руль в корме |
плавсредства |
? |
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 75 мм/50 |
2 - 7,62 мм пулемёта |
2 ТА - 456 мм (палубные) [2 торпеды] |
В 1917 году произошла Октябрьская революция, и в декабре Финляндия объявила независимость. В начале февраля финское правительство обратилось к Германии с просьбой выразить России протест против репрессий в Хельсинки и, по возможности, оказать на неё давление, пригрозив контрмерами. 14 февраля Германия согласилась с этой просьбой, и во исполнение этого решения послала в Финляндию десантную "Балтийскую" дивизию и "Специальное" соединение кораблей.
Под угрозой захвата корабли Балтийского флота, базирующиеся в Гельсингфорсе, в феврале-апреле 1918 г. перешли в Кронштадт ("Ледовый поход"). Те корабли, которые по причине слабости корпусов, неисправности механизмов или отсутствия команд не смогли принять участия "Ледовом походе" и были оставлены в гаванях Гельсингфорса (Хельсинки), Або (Турку) и Ганге (Ханко). В целом в апреле 1918 г. в руки к немцам попали 3 канонерские лодки, 9 миноносцев, 16 заградителей, 26 посыльных судов, 5 миноносцев-тральщиков, 31 тральщик, 43 сторожевых катера и около 150 вспомогательных судов и плавучих средств.
Из 9 миноносцев пять более крупных относились к устаревшему типу "Сокол".
Схемы окраски:
Принята 4 декабря 1916 г.
|
1916-1918 |
тёмно-серая - всё |
|
1918-1919 |
тёмно-коричнево-оливковая - всё |
|
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа. |
После захвата Хельсинки присутствие в Финляндии немецких кораблей больше не требовалось, а так как задачи, поставленные перед флотом, были выполнены, большая часть немецких кораблей вернулась в Германию, трофейные русские корабли были оставлены финнам. Все пять миноносцев вошли в состав финского флота под теми же номерами, но не надолго - уже через 4 года, в 1922 два из них пришлось вернуть России по Юрьевскому договору (которые тутже были зданы на металлолом), а три остальных официально купить. В 1924 один из них ("S-1") был списан и разобран, а в 1925 "S-2" затонул у берега во время шторма. В следующем году он был поднят, но не восстанавливался, и был разобран. Лишь "S-5" служил до 1929 г., когда тоже был пущен на слом.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983. |
1 |
Jung D. - Schiffe der Kaiserlichen Marine 1914-1918 und ihr Verbleib, Bernard & Graefe Verlag, Bonn, De, 2004. |
на русском |
2 |
Тарас А.Е. - Корабли Российского императорского флота. - Минск, 2000 |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 26.10.2018
|
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1918
Российский императорский флот 1900-1918
ВМФ Финляндии (Suomen merivoimat) 1918-1929
|