Дирижабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Экспериментальный дирижабль
(Luftschiff)

 Baumgarten-1 


Германия, 1880 г., 1 ед. (проект Ernst Georg August Baumgarten)


*
Baumgarten 1
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
Baumgarten 1 Лейпциг 31.01.1880 1 28.03.1880 разрушен при попытке взлёта
ТТХ
Объём 550 м³
Размерения длина 26 м
диаметр 6 м
Энергетическая установка состав и тип 24 барашковых винта
мускульный привод (2 человека)
Скорость не установлена
Экипаж 3 чел.
Дополнительные данные конструкция мягкая
управление вертикальные и боковые винты

 

Эрнст Георг Август Баумгартен (род. в 1837), был по профессии главным королевским лесничим Саксонии и с 1871 до 1883 руководил домом лесничего в Грюне около Хемница. Он был активным изобретателем и сперва занялся разработкой дорожных шрифтов и даже выпустил брошюру на эту тему, но в какой-то момент увлёкся воздухоплаванием. В течение долгих лет он придумывал всевозможные проекты и делал попытки построить действующий образец и при этом проявлял такое упорство, что, вопреки многим неудачам, даже не думал останавливаться.

Первая модель его управляемого баллона была длиной 1 м и имела форму толстой сигары. Она состояла из изготовленного столяром легкого деревянного каркаса, который был покрыт тканью. Во внутренней части этого шара-зонда были маленькие клетки, в которых были укреплены детские воздушные шары. У баллона была, по понятным причинам, слишком малая подъёмная сила, и самая первая попытка в саду главного дома лесничего в Грюне не увенчалась успехом.

Следующий баллон, который он построил, вмещал уже 7,5 кв. м светильного газа, который он занял на Хемницком газовом заводе. Гондолой служил деревянный каркас, который был укреплен внизу на баллоне. Маленький детский паровой двигатель вращал винт. Предложенный такому маленькому баллону груз очень значительно превосходил подъёмную силу светильного газа, так что и эта попытка к успеху не привела.

Третья модель была значительно больше: она вмещала уже 15 кв. м светильного газа, была длиной в 10,5 метров и имела диаметр 3 м. 2 часовых пружины мощностью примерно в 0,5 л.с. служили для привода крыльев по обе стороны гондолы. Эти "реверсивные крылья", своего рода гребные колеса, были особым изобретением Баумгартена, после чего он назвал свою модель "крылатым дирижаблем". Подъёмная сила баллона выравнивалась скользящим по земле канатом и он таким образом парил на высоте около 8 м. Пока не публично, но это была первая успешная попытка Баумгартена.

В период с 1877 по 1883 год Баумгартен получил семь патентов в Императорском патентном ведомстве в Берлине и был классифицирован в классе 77 "Спорт". Наиболее важным с сегодняшней точки зрения является № 9137 от 2 апреля 1879 года, "крылатый дирижабль с рулевым устройством". Другие патенты были выданы за рубежом, включая Францию, Бельгию, Англию и Австро-Венгрию.

В противоположность прежним конструкторам он придвинул гондолу к корпусу баллона. Груз гондолы принимали не только обычные внешние сети, но и канаты, которые поднимались от рамы гондолы, и через газонепроницаемый покров, сквозь баллон к вершине покрова. Этот метод, который изобрел Баумгартен, используется еще сегодня на мягких дирижаблях и дирижаблях горячего воздуха. Однако, в отличие от других разработчиков дирижаблей, таких как Giffard, Dupuy de Lome, Haenlein, Tissandier, Renard & Krebs, Баумгартен не имел ни технического образования, ни сильного экономического опыта.

Незначительная подъёмная сила при первых попытках побудила Баумгартена около 1877 г. построить баллон с гораздо большими размерами. Из отсутствия денег он решил наполнить свой 4-й баллон самостоятельно произведенным газообразным водородом. В 8 бочках были железные стружки с серной кислотой, их поливали водой и полученный газ через бочку с водой и негашёной известью подавался в баллон. Однако, так как матерчатый покров этого баллона состоял из простой пропитанной олифой ткани, газ очень скоро из него уходил.

В ноябре 1878 Баумгартен собрал в гостинице «Белый орел» в Вайссере-Хирше свой 5-й баллон. Он был длиной 34 метра и диаметром 8 метров, имел форму яйца и "уже мог нести самого изобретателя". Оболочка состояла из односторонне прорезиненой, вероятно, хлопчатобумажной ткани. Но из-за технических сбоев (в частности, в добыче газа) эта идея, получившая широкую рекламу, оказалась без реализации.

При финансовой помощи хозяина стрелкового клуба Грюнау Франца Германа Кейла был построен ангар и новая модель летательного аппарата. 31 июля 1879 года с её помощью Баумгартен публично доказал возможность подъема и спуска с нагрузкой, привода и рулевого управления, по которым был зарегистрирован официальный рекорд. В течение долгого времени из этого протокола и газетного сообщения делали ошибочный вывод о пилотируемом подъёме. 26 октября аналогичная успешная попытка была повторена. Испытания проводились при безветрии, как это было вычислено помощниками по канатам, на высоте примерно 85 м.

Осталось дело за управляемым полётом. В патентном письме № 9137 от 2 апреля 1879 Баумгартен описал свой проект следующим образом: "Продолговатый, внизу суженный баллон составлен из 4 частей. Части объединены посредством лент в снабженном вшитыми полотнами чехле. Покров баллона окружен сетью. По внешней стороне идут достаточно широкие и сильные длинные полосы из каучука, которые имеют металлические кольца на обеих сторонах. Сверху баллон снабжен кожаными капотами." Для движения вперед на обеих сторонах гондолы были косо поставлены друг против друга продолговатые вертикальные крылья, похожие на воздушные винты, которые приводились в движение из гондолы рукоятками с шестереночным механизмом. Под гондолой были 4 горизонтальных крыла собственного изобретения, у которых был точно так же привод от рукоятки и с помощью их дирижабль мог двигаться в вертикальном направлении.

Проблема была в финансировании, но все усилия получить денежные средства от Саксонского государства и от имперского правительства на дальнейшие испытания были безуспешны. Только хозяин ресторана в Грюне Франц Кайль помогал ему и жертвовал ради завершения его смелого плана свои сбережения, но они вскоре были израсходованы. Из длительного безденежья Баумгартена наконец вывел лейпцигский книготорговец-издатель доктор Герман Вёльферт, поддержавший и сделавший возможными работы в Дрездене. Заключённые в 1880 году взаимные договорные соглашения позволили, наконец, закончить работы в Лейпциге.

В январе 1880 года был построен новый дирижабль для пилотируемого полёта: длина 26 метров, диаметр 6 метров, вмещал 550 кубометров водорода. У него были три гондолы, передняя и задняя с мускульным приводом винтов, посередине - пассажирская (командирская).

В результате саботажа работников был заправлен не тот (флуоресцентный) газ, и место запуска было перенесено на территорию Лейпцигского стрелкового клуба в Плагвице (между Лейпцигом и Линденау). Первое летное испытание без людей прошло успешно, но подъёмная сила была всё-равно недостаточной и баллон был увеличен до 40 метров в длину, до 7 метров в диаметре и до 1400 м³ объёма. Теперь привод осуществлялся 32 "реверсивными лопастями и винтами" на трех гондолах. Еженедельник Lindenau-Plagwitzer добавлял, что "произведённая во вторник попытка полета при участии высокого штабного офицера неожиданно удалась, что производились полностью уверенные движения в воздухе туда-сюда, и что нужно надеяться на создание еще лучшего баллона с солиднее сработанным механизмом крылатого движителя".

В пасхальное воскресенье, 28 марта 1880 года, в Лейпциге была предпринята попытка взлёта уже с экипажем. Наполнение газом было начато уже в субботу. Баумгартен, доктор Вёльферт и помощник в 3 гондолах в полдень поднялись, удерживаемые тросами с земли, на небольшую высоту и в течение часа вращали винты, но они оказались слишком слабыми для движения против ветра. Дирижабль опустили на землю, доктор Вёльферт и помощник вышли из своих гондол, а Баумгартен остался в средней корзине. При буксировке канатами вдоль беговой дорожки с меньшей нагрузкой дирижабль смог подняться выше, но одна веревка вдруг порвалась, другая запуталась в ветвях дерева, несколько из наземной команды упали, а другие испуганно бросили троса, в результате чего освобожденный дирижабль вырвался вверх и достиг высоты 1500 метров. Из-за меньшего атмосферного давления на этой высоте один из внутренних баллонов лопнул, дирижабль стал "на попа" и медленно опускался в воздушном течении, которое понесло его на запад. На Лугу Монахинь (где теперь парк Альберта в Лейпциге) Баумгартен, наконец, приземлился и вышел из гондолы, к радости присутствующих, абсолютно целым.

Потеря дирижабля не смутила Баумгартена и он бродолжил работать в этом направлении дальше.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Horst Teichmann und Günter O. Schulz: Ein Traum wird wahr - Georg Baumgarten und Dr. Wölfert. Die wichtigsten deutschen Luftschiffpioniere des 19. Jahrhunderts. Verlagsbuchhandlung im Buchzentrum Empfingen 2007.
2 Peter Kleinheins: Die Motorluftfahrt begann vor hundert Jahren. Pestalozzi-Kinderdorf Wahlwies, 1988
3 Fritz Stengel: Georg Baumgarten, der Fliegende Oberförster aus Grüna, Heimatverein Grüna, Arbeitskreis Baumgarten, 2019
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.06.2019

 




 

 
Флаг Германской империи
Baumgarten
Дирижабль Баумгартена 1880 г. Якобы над Дрезденом.
Baumgarten
Патент 1879 года.
Ernst Georg August Baumgarten