ОглавлениеЯхты → Ольденбургская яхта "Lensahn" (III)

  Яхты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Яхта герцога Ольденбургского
(Staatsyacht, Dampfyacht)

 Lensahn (II) 


Ольденбург, 1901 г. 1 ед.

 

*
Lensahn (III)
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Lensahn <Howaldswerke>, Киль-Дитрихсдорф, стр. № 382 1900 государственный корабль великого герцога Ольденбургского, в 1904 г. модернизирован, с 28.10.1914 по 13.11.1918 - спасательный корабль, в продана Гуго Штиннесу в Гамбурге, с 1923 Nohab, Швеция, 09.1926 выброшен ураганом на берег в бухте Спаркмэн в Калифорнии.
10.06.1901
10.09.1901
ТТХ
  до модернизации после модернизации 1904 г.
Водоизмещение полное 950 т ? т
регистровое 420 брт 523 брт
Размерения длина ВЛ 43,5 м ? м
полная 53,25 м 62,0 м
ширина корпус 7,1 м 7,1 м
полная 7,64 м 7,84 м
осадка 3,48 м 3,54 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала, 2 четырёхлопастных винта
2 вертикальных 3х-цил. ПМ 3-го расширения
1 ПК 2 ПК Schütte, 13 атм, 340 м²
мощность 860 л.с. 1060 л.с.
Скорость 13,8 уз 14,3 уз
Запас топлива ? 85 т. угля
Дальность плавания ? до 3000 миль
Экипаж ? в кач. спас. судна - 177 чел. (11 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, 1 палуба, 8 отсеков (после мод.)
ВООРУЖЕНИЕ
отсутствовало

 

 

Когда 13 июля 1900 г. Фридрих Август унаследовал титул великого герцога Ольденбургского, имеющаяся яхта уже не соответствовала его новому статусу. К тому-же герцог хотел позволить себе дальние морские путешествия. Поэтому он заказал всё той же верфи Ховальдсверфт в Киле (построившей ему две предыдущие яхты) новый корабль, значительно больших размеров. Новая яхта, получившая самые современные на тот момент паровые машины, унаследовала от предшественницы имя "Lensahn".

Великий князь использовал свой корабль при каждом удобном случае, чаще, чем император, который так-же увлекался мореплаванием. Яхта ходила по Северному, Балтийскому и Средиземному морям. Уже 1902 году Фридрих Август совершил на ней визит в Россию, а затем со своей семьей предпринял поездку в Константинополь (Стамбул). Несмотря на несколько сильных штормов, во время которых 46 пассажиров (жена и дочери герцога, управляйщий двором, придворные дамы, камергеры и слуги), должно быть, страдали от качки на относительно небольшом корабле, яхта благополучно прошла весь путь и 2 апреля достигла Константинополя. Сразу после прибытия на борт поднялся посол Германии и несколько турецких официальных лиц, после чего Фридрих Август и его семья были приглашены на торжественный обед султаном Абдулом Хамидом II. Возвращение началось 10 апреля 1902 года беспокойно - ночь по пути в Афины провели в бурном море, но дальнейший путь в родной Ольденбург прошёл в спокойных водах. Во время этого похода в Средиземном море экипаж вместе с Великим князем пришёл на помощь терпящему бедствие пароходу, за что Фридрих Август был награжден золотой медалью Италии.

В программе герцога были не только крупные зарубежные поездки, но также и короткие выходы в выходные дни и на праздники, иногда с семьей, иногда с другими уважаемыми джентльменами. Только в редких случаях "Lensahn" находился в самом городе Ольденбурге, обычно он швартовался ближе к морю - в государственных портах и в трех портовых городах Ольденбурга - Норденхаме, Браке и Эльсфлете. Хотя яхта имела вполне современные и качественные котлы, но всё-же с ними бывали проблемы, из-за которых она периодически становилась на ремонт на верфи в Бремерхафене и Щеттине. Кроме того, "Lensahn" часто посещал сухой док Браке (бывший «рейхсдок» Федерального флота Бромми), где выполнялся мелкий ремонт, окраска подводной части и прочие мелочи.

       

Уже в 1903-1904 гг на верфи "Seebeck" в Бремерхафене под руководством технического советника Иоганна Генриха Шютте яхта была удлинена на 5,5 метров для установки вдвое более мощной машины, однако скорость в результате возросла незначительно. Самым заметным внешним отличием стало появление второй трубы.

В дальнейшем Великий князь с семьёй неоднократно ходил на яхте в Средиземное и Балтийское море, где выполнял важные дипломатические задачи от имени Императора. Из-за выдающихся морских способностей кайзер Вильгельм II присвоил ему почётное звание адмирала Имперского флота.

 

             

Позже было добавлена радио-рубка на палубе, оснащенная морской радиостанцией компании Telefunken, а также скоростная моторная лодка верфи "Lürssen".

       

После начала 1-й мировой войны в 1914 году Фридрих Август предоставил "Lensahn" в распоряжение имперского флота. Уже 28 октября 1914 года яхта была введена в строй в качестве спасательного и госпитального судна. Старший офицер Новаки (Nowacki) оставался в течение всего этого времени на борту. Военная служба яхты прошла без ярких событий и после войны, 13 ноября 1918 года "Lensahn" была выведена из военной службы и возвращена герцогу.

       

В ходе ноябрьской революции и связанной с ней отмены монархии в Германии, 11 ноября 1918 года Фридрих Август подал в отставку и позже удалился в замок Растеде. Чтобы иметь деньги на дальнейшую жизнь, Фридрих Август продал часть своего имущества, которое было оставлено ему после отречения, в том числе и яхту, которая была в декабре 1918 г. продана за 1,75 миллиона марок промышленнику Гуго Стиннесу в Гамбурге. После его смерти яхту купил берлинский финансист и судовладелец Виктор Шуппе. Капитаном "Lensahn" в этот период был Гюнтер Плюшоу, знаменитый летчик из Циндао.

У нового хозяина яхта задержалась не надолго, и в 1923 году была продана "королю" шведской железной дороги Андерсону, который переименовал корабль в "Nohab", и в 1924 году отправился на ней в путешествие в Рио-де Жанейро, но перейдя Атлантику, видимо из-за недостаточной мореходности корабля, отменил дальнейший поход и оставил яхту в Нью-Йорке для перепродажи, где в 1925 году её купил А. В. Райерсону из Нассау на Багамских Островах, перевёл корабль в Майами во Флориде и уже в июне 1926 года снова выставил корабль на торги. В этот раз яхта была куплена нью-йоркскими владельцами Чарльзом А. Огреном и Д.Р. Хаймсом, которые намеревались использовать ее для круизов между Майами и Багамами, обходящими запрет на алкоголь в США.

Планам, однако не суждено было сбыться: 18 сентября 1926 года налетевший ураган перевернул и выбросил судно на пирс в заливе Бискейн в Майами, при этом погиб капитан Дж. Х. Эрман и пять или шесть членов экипажа. После катастрофы корабль был разграблен, экипаж продал драгоценные породы дерева и предметы интерьера.

         

В 1928 году яхта была поднята ​​и отбуксирована в Тампа Бэй, штат Флорида, где продана за 6000 долларов богатому нефтяному магнату, но из-за мирового экономического кризиса стало не до слишком дорогого ремонта корабля. В течение короткого времени мелькала надежда, когда одна кинокомпания хотела использовать "Nohab" в съёмках фильма в Южном море. Корабль доставили в Санкт-Питербург во Флориде, но он был снова разграблен и затонул в порту.

Второй раз корабль был поднят при расчистке гавани в 1934 году, но лишь для того, что бы отвести его подальше в море и затопить на глубине. Обломки, которые лежат у побережья Флориды на глубине чуть более 20 метров, были вновь обнаружены дайверами в 2007 году. В 1960 году в Ольденбург был возвращён судовой колокол "Lensahn", который хранится теперь в замке Растеде.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 5., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1988.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
3 DIE DAMPFYACHT LENSAHN, Burkhard Preiss, Bremen.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.alt-oldenburg.de

последнее обновление: 17.01.2019

 




 

 
Герцогство Ольденбург (до 1918)
Флаг ВМФ и государственных судов Германии с 1886 г.

Модель "Lensahn" после модернизации.

Модель "Lensahn" до модернизации.

Модель "Lensahn" до модернизации.

Модель "Lensahn" до модернизации.

Судовой колокол "Lensahn".

Обломки яхты на дне Мексиканского залива.

Затонувший в Санкт-Питерсбурге "Nohab".

Выброшенный на берег "Nohab".

Выброшенный на берег "Nohab".

Выброшенный на берег "Nohab".

Выброшенный на берег "Nohab".

Выброшенный на берег "Nohab".

Выброшенный на берег "Nohab".

"Nohab" в США.

"Lensahn" после войны.

"Nohab"

Госпитальное судно "Lensahn" у борта старого броненосца-блокшива в конце войны в Вильгельмсхафене.

Госпитальное судно "Lensahn".

Госпитальное судно "Lensahn".

Офицеры и матросы госпитального судна "Lensahn".

Офицеры и матросы госпитального судна "Lensahn".

Погрузка угля на "Lensahn" в Брунсбюттеле, 1906 г.

"Lensahn" с радиорубкой, 1909 г.

"Lensahn" с радиорубкой.

"Lensahn" в Венеции.

"Lensahn" в Норвегии, 1912 г.

"Lensahn" после модернизации.

Рисунок "Lensahn" после модернизации.

"Lensahn" в Травемюнде вскоре после модернизации.

"Lensahn" на Везере вскоре после модернизации.

"Lensahn" у Гельголанда вскоре после модернизации.

"Lensahn" в доке.

"Lensahn" у своего причала в Эльсфлете, 1907 г.

"Lensahn" у причала в Ольденбурге, 1905 г.

"Lensahn" вскоре после модернизации.

"Lensahn" вскоре после модернизации.

"Lensahn" и учебный корабль "Großherzogin Elisabeth" на картине Зиля-Фрайштетта.

"Lensahn" в Варнемюнде в первоначальном виде.

"Lensahn" в Киле в первоначальном виде.

"Lensahn" в Ольденбургере в первоначальном виде.

Рисунок "Lensahn" в первоначальном виде.

"Lensahn" в Киле в в первоначальном виде.

"Lensahn" в первоначальном виде.

"Lensahn" в первоначальном виде.
Герб Лензана.
Герцог Фридрих Август Ольденбургский.
Предыдущая страница - яхта ольденбургского герцога "Lensahn" (2-я)