входоглавлениеяхты → баварские яхты "Bucentoro" и "Rote Galeere"

  Яхты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Парусно-гребные яхты баварского курфюрста
(Segel- und Ruderjachte, Leibschiffe)

 Bucentoro 

+
 Rote Galeere 


Бавария, 1664-1668 г. 2 ед



*
Bucentoro
*
Rote Galeere
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место постройки годы постройки примечания
1 Bucentoro на берегу озера Штарнбергер 1662 - 1664 = Bucentaur, списана в 1758 году
2 Rote Galeere на берегу озера Штарнбергер 1662 - 1668 списана в 1758 году
ТТХ
  Bucentoro Rote Galeere
Размерения длина 29 м 23,5 м
ширина 7,5 м ?
высота 5 м ?
осадка ? м 0,9 м
Движитель паруса 2 мачты 1 мачта
гребцы 80, позже 32 вёсла 40, позже немного сократили
Экипаж 127 чел. (капитан, шесть моряков и 120 гребцов), с обслугой и гостями - до 300 чел. ?
Дополнительные данные стоимость 18 тыс. 289 гульденов ?
ВООРУЖЕНИЕ
Bucentoro Rote Galeere
сперва две пушки, позже 16 орудий имелись пушки, число неизвестно




 

Баварский курфююрст Фердинанд Мария был очень близок к воде: он отличался как хороший пловец и любил охоту на уток. Во время своих путешествий он всегда, насколько это возможно, использовал водный путь. Его жена, итальянка Генриетта Аделаида, приехавшая из Турина, была типичным представителем барокко. Ей нравилась пышность и торжества. Она также перевезла в Мюнхен многих итальянских художников. Разумеется, она стала решающим стимулом для строительства баварского "Bucentoro", который должен был превзойти все предыдущие корабли на озере Штарнберг. Поводом для заказа корабля стало рождение курпринца Макса Эмануэля, долгожданное прибавление семейства вызывало целый строительный бум: Театинеркирха, дворец Нимфенбург и плавающий замок, а именно - огромная роскошная галера в Штарнберге. Проект подготовил венецианец Франческо Сантурини, который уже построил в Мюнхене оперный театр. Он также спроектировал богатые барочные декорации и взял на себя управление строительством. Образцом послужила галера венецианского дожа Bucentoroo (имя происходит, вероятно, от „buzo d’oro“ – „золотой корабль“), соответственно, корабль получил то же имя, которое в те времена было почти нарицательным, символом роскоши. В некоторых источниках корабль называется "Bucentaur, но учитывая моду в тот период на всё итальянское, наиболее вероятно сперва использовалось именно итальянское произношение Bucentoro (Бученторо).

В декабре 1662 года началось строительство великолепного корабля и продолжалось до июля 1664 года. Помогали Сантурини несколько итальянских и немецких плотников. Сначала была построена мастерская, которая впоследствии была преобразована в эллинг, а затем и корпус. После спуска в июне 1663 года началась отделка и работа скульпторов. Наконец, были созданы масляные картины и мебель, установлены декорации, паруса, флаги, якоря, насосы, фонари и т. д. На борту также были установлены две пушки. На передней палубе был даже сооружён фонтан.

Плавучий дворец имел длину около 30 м, ширину 7,5 м и высоту 5 м. Для движения служили две мачты с квадратными парусами и в общей сложности 80 весел. Весла были расположены в два ряда. Длина вёсел составляла от 3,5 до 8,8 м. Позже, количество весел было уменьшено до 32, чтобы разместить в качестве балласта дополнительные пушки, которых стало 16. Дно корабля было относительно плоским. 450 шпангоутов сформировали набор корпуса. Прекрасное чудовище потребовало для сборки 259600 гвоздей и обошлось казне в 18.289 гульденов. Имелся даже рупор, который вел от руля в гребную палубу. Одновременно на корабле могло находиться около 300 человек. Экипаж состоял из рулевого, который был также капитаном, шести моряков и 120 гребцов: по одному на короткое весло и по два на длинное.

Корабль был разделен на три этажа. На дне сидели гребцы. Над ним находился так называемый "этаж" с пассажирскими каютами. Здесь, за короткими лестницами в корме, располагались два роскошных кабинета. Затем следовала комната курфюрста. Спереди была большая столовая с раскрашенным потолком, откуда можно было выйти на открытую переднюю часть, где находился вышеупомянутый фонтан. Отсюда две лестницы вели на открытый верхний этаж, предназначенный для музыкантов, певцов, слуг и матросов, а также для рулевого. С обеих сторон и на корме корабля, на уровне главного этажа, были балконные галереи, которые служили смотровой площадкой и были также использовались персоналом, чтобы быстро обслуживать господ. Основной цвет корабля был синий. Надстройки были богато украшены драгоценностями. Вдоль корпуса тянулась раскрашенная полоса, на которой были изображены водные боги, как будто, появляясь непосредственно из волн.

Размеры баварского "Bucentoro" были подобны размерам его венецианского прототипа, построенного в 1605 году, но венецианский не имел парусов и был на одну палубу ниже. Кроме того, в Венеции золотой корабль использовался только один раз в году в церемонии. Баварский-же обслуживал всевозможные придворные празднества - то семейные торжества, то прием гостей.

Главным, вынужденным, недостатком корабля была малая осадка - плоскодонный баварский "Bucentoro" даже при незначительном ветре становился практически неуправляемым, что усугубляла относительно высокая надстройка. Проблемы возникали при сильном ветре. Позже попытались улучшить мореходность установкой на нижней палубе тяжёлых пушек, но паруса можно было ставить только при лёгком ветре, дующем с кормы. При сильном ветре было даже необходимо становиться на якоря. Например, в 1666 году внезапный шторм вынес небрежно пришвартованный в Поссенхофене корабль в озеро. Герцогиня Генриетта Аделаида наглядно сообщила в письме в родной Турин, как все впали в панику (прежде всего, она), в то время как ее маленькая дочь Эмануэль пыталась утешать расстроенную мать. Наконец корабль прибило ветром к берегу с сильным креном. Семья курфюрста вынуждена была провести ночь в крестьянской хижине, где принцесса спала в корзинке соломы. При этом Гнриетта писала матери, что праздники на "Bucentoro" являются самыми прекрасными в ее жизни.

После этого галера только один раз выходила в озеро - семья в дальнейшем использовала корабль как зал, сцену и роскошный охотничий отель. На его борту ели, пили, танцевали, смотрели охоту на оленей или фейерверк. Фердинанд Мария, по слухам, любил перед глазами дворовых нырять и проплывать под кораблем.

***

Подобно тому, как во времена абсолютизма правитель, который представлял собой идею государства во время барочного периода, всегда был окружен спутниками, "Bucentoro" никогда не ходил по озеру один. Корабли эскорта имели разные размеры и разные года постройки.

Самая большая и в то же время самая элегантная была так называемая "Красная галера" (Rote Galeere, также упоминается, как Rote Halbe Galeere). Она также была построена в 1668 году под руководством Сантурини. Лодка была длиной 23,5 м, имела мачту с квадратным парусом и первоначально 40 весел, число которых впоследствии немного сократили. Кроме того, это был единственный эскортный корабль, оснащенный пушками. Вынесенный далеко в корму кабинет показывает, что "Красная галера" была построена в соответствии с венецианской моделью. Она была списана вместе с "Bucentoro" в 1758 году.

Кроме того были два корабля поменьше: "Kammerherrenschiff" и "Leibjagdschiff", гондолы "Possenhofener Gondel", "Rote Gondel", "Grüne Gondel" и "Haarfarbene Gondel". Во времена Макса Эмануэля к ним прибавилась "Blaue Gondel". Также имелось значительное число служебных судов и лодок.

***

"Bucentoro" и его эскорт всегда были центром больших фестивалей, которые проводились несколько раз в году на озере Штарнберг. Они иногда занимали несколько дней и часто ассоциировались с охотой на оленей. В этих случаях на воде находились около 500 человек. Участие в праздниках также принимали лодки других благородных домов и монастырей, расположенных вдоль озера.

При курфюрсте Максе Эмануиле (царствовал 1679-1726) праздники стали редкостью, так, как он проводил время в военных походах и наместничестве в Голландии. Лишь когда курфюрст окончательно вернулся в Баварию в 1714 г, он распорядился провести капитальный ремонт флота и возобновил праздники. В то же время была создана система каналов для прогулочных судов вокруг Мюнхена. Его сын Карл Альбрехт (царствовал 1726-1745) также активно использовал флот. Оба правителя хотели улучшить свою репутацию. Прежде всего - последний, который должен был показать, что может достойно представлять высшую должность в империи. К сожалению, после 1742 года, когда он был избран Императором (Карл VII), он больше не мог продолжать свои водные фестивали, ему пришлось провести большую часть своего времени в изгнании во Франкфурте. Когда он снова принял Мюнхен в год своей смерти (1744), он уже был больным человеком.

Переход от барокко к рококо изменил также и роль правителя. Если ранее он воплощал само государство, то был теперь первым слугой своей страны. Это также отразилось и на великолепном флоте на озере Штарнберг. Никто больше не хотел могущественного судна курфюрста, вокруг которого крутились другие лодки, считалось, что корабль должен был быть умеренных размеров. Поэтому неудивительно, что давно откладываемый ремонт "Bucentoro" в период правления курфюрста Максимилиана III Иосифа (правил в 1745—1777) переносился из года в год, пока, наконец, в 1758 году корабль не был окончательно разобран. Лучшие произведения искусства были демонтированы и частично сохраняются до сих пор.

 

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Adolf Kleinschroth - Die Fahrten der bayerischen Regenten auf Binnenseen vom 15. bis zum 19. Jahrhundert, Deutsches Schiffsahrtsarchiv, 9, 1986.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 3.04.2018

 




 

 
Герцогство Бавария

Флот без "Bucentoro" с лодками гостей во время утиной охоты у Шлоссберга.
В центре "Rote Galeere".
Рис. Фердинанд Айдерманн, 1754. (Курпфальцкий музей, Гейдельберг)

"Bucentoro" и "Rote Galeere" (на переднем плане) на водном празднике. Рис. Игнаца Бидерманна.

Модель "Bucentoro" (Немецкий музей, Мюнхен, фото 1910 г.)

Оформление форштевня "Bucentoro".

Флот без "Bucentoro" с большим количеством лодок гостей во время ночного фестиваля у Шлоссберга.
Слева "Rote Galeere".
Рис. Фердинанд Айдерманн, 1752. (Курпфальцкий музей, Гейдельберг)

Карл VII Альбрехт (1697 - 1745) — курфюрст Баварии с 1726, Король Чехии в 1741-1743 и Император Священной Римской империи с 1742 по 1745.


"Bucentoro". Рис. Карла Стефана.

"Bucentoro" на оленьей охоте перед Шлоссбергом. Рис. Игнаца Бидерманна, ок. 1720.
(Курпфальцкий музей, Гейдельберг)

Максимилиан II Мария Эмануэль (1662 - 1726) — курфюрст Баварии 1679 по 1706 и с 1714 по 1726.


Модель Bucentoro - перед входом - богиня Минерва.

Герцогский прогулочный флот на озере Штарнбергер.
Миниатюра Максимилиана де Жеэ из кабинета миниатюр в резиденции.
Фердинанд Мария Баварский (1636 - 1679, курфюрст Баварии с 1651 года) и Генриетта Аделаида.
"Bucentoro" и "Rote Galeere" с сопровождением идут полным ходом под парусами.
Гравюра на меди, М. Wening, 1701
Предыдущая страница - яхты-гондолы
Следующая страница - служебные суда баварского курфюрста XVII в.