ОглавлениеВерфи Германии → Jans, Fack и Dawatz в Тённинге

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Jans Werft, Тённинг, к 1865-1884
Hermann Fack Werft, Тённинг, 1884-1910
Friedrich Dawatz Werft, Тённинг, 1919-1954
Erich Dawartz Werft, Тённинг, 1954-2017 + 1958-1960 филиал в Бюзуме

 

 

Деревянное судостроение в Тённинге имеет долгое и богатое событиями прошлое. Существование верфи было задокументировано с 1740 года, когда она была основана Хинрихом Драйером (Hinrich Dreyer) и около 50 лет строила небольшие лодки, эверы и айдерские шнигге (Eiderschnigge, в 18-19 веках шнигге использовались на Айдере и нижней Эльбе, но доходили до Англия и России). Особенно усилилась роль верфи после постройки Айдер-канала в 1784 году, в результате чего Тённинг оказался на оживлённом торговом пути.

С 1791 года верфью владел Иоганн Янс (Johann Jans). Среди прочего, в 1791 году для Г. Бутина в Гамбурге был построен полный корабль "Waacksamheit" (ок. 350 брт), а в 1836 году - шхуна "Ceres" (вмест. 37 ластов). Но в основном верфь строила небольшие деревянные корабли: шхуны, галиоты, айдершнигге, кофы, куттеры и множество рыбацких лодок.

Следует отметить, что до 1865 года Тённинг принадлежал Дании и лишь после присоединения Шлезвиг-Гольштейна к Германии верфь юридически стала немецкой.

В 1884 году верфь купил Герман Фак, один из сыновей известного гольштейнского судостроителя и основателя династии Ханса Фака (в то время владевшего верфью в Бурге/Дитмаршене). Иногда на верфи Fack работало до 18 человек. После его ранней смерти в 1895 году вдова продолжала работу верфи до 1910 года, наняв для этого мастера. Введённый в эксплуатацию в том-же 1895 году Кильский канал привёл к прекращению торговли через Тённинг и верфь сосредоточилась на постройке судов для местных рыбаков.

В 1910 (по другим данным - в 1919) вдова Фак продала верфь Фридриху Даварцу (Friedrich Dawatz), работавшему мастером на верфи с 1903 года. Под его руководством было построено много рыболовных траулеров, всего 40 для тённингских и 120 для бюзумских рыбаков. В 1920-м году было готово самое большое судно, когда-либо построенное на этой верфи: деревянная трехмачтовая шхуна грузоподъемностью в 500 тонн. Большинство рыболовных катеров досталось владельцам из Теннинга, Бюзума, Хузума и Фридрихскуга.

До середины 20 века верфь занималась как судостроением, так и ремонтом. За этот период было построено около 60 новых лодок и кораблей водоизмещением от 5 до 20 брт, в том числе рабочие и рыбацкие лодки, лихтер и небольшие правительственные корабли, но с 1951 года верфь проводила почти исключительно ремонтные работы.

В 1954 году верфь у своего отца принял Эрих Давартц (Erich Dawartz), родившийся в 1930 году. В то время дела шли еще хорошо: с 1959 по 1962 год на верфи работало 16 человек. В 1958 году Даварц основал филиал в Бюзуме, который располагался в конце второго бассейна местной гавани и имел стапель для ремонта катеров. Однако уже в 1960 году филиал был продан инженеру-кораблестроителю Андресу (Andres).

Ущерб от наводнения 1962 года совпал с наступлением тяжелых времен для малых судов, и Даварц уволил почти всех своих рабочих. В 1968 году постройка рыбацких лодок была прекращена окончательно, в течение многих лет Эрих строил спортивные катера и проводил много ремонтных работ в одиночку с женой и лишь время от времени нанимал помощников. Позже к ним присоединилась их дочь Регина, таким образом верфь Dawartz в какой-то период была единственной, где женщины составляли большинство сотрудников. Позже к работе подключился и её муж.

Не смотря на отсутствие заказов на новые корабли и лодки, благодаря сохранённым навыкам тралиционного деревянного судостроения, верфь стала получать заказы на технически сложную реставрацию старых парусников, а также на постройку копий традиционных кораблей. В 1978 был построен пфаль-эвер "Thule" для Вернера Эмке, похоже, затем куттер для друга-путешественника из Бремена, похожий на корабли норвежского полярного судостроителя Колина-Арчера, и айдерский шнигге для К.Ф. Стена из Гамбурга. Следующим новым судном был куттер для спортивной рыбалки, а затем Maria af von Hoff для заказчика из Киля, уменьшенная копия рыболовного эвера, установленного в Мюнхене. В 1985 Эрихом Даварцем за собственный счет была построена яхта-шхуна "La Paloma" (18 брт), а в 1994-1995 он провёл полную реставрацию корпуса "Rigmor von Glückstadt", старейшего парусного судна в Германии, все еще находящегося в рабочем состоянии.

Кроме того, Даварц изготавливал по разумной цене большие, выращенные мачты, например, для "Johanna" Эгона Хайнемана и для бывшего финкервердеровского морского 21-метрового куттера "Astarte" из Бремерхафена.

Эрих Давартц скончался в конце мая 2015 года. В 2017 году верфь была продана и сейчас там располагается тематическое кафе "Cafè Ele’s alte Werft", при этом все постройки верфи, включая слип, сохранены.

Новые суда Давартц предпочитал строить из ироко (камбалы), при желании также из дуба (что было дороже). Все новостройки верфи отличались исключительно прочной и тяжелой конструкцией. Построенный в 1939 году креветочный гафель-куттер "Alice" до сих пор на ходу, используется под именем "Mytilus", как походный для бойскаутов и молодежных групп на Балтийском и Северном морях с портом приписки Гамбург-Офельгённе. Рыболовный куттер "Elfriede" постройки 1947 года в настоящее время используется как плавучий бар в Рибнице.

 

класс заказчик начало спуск имя  
Jans Werft (до 1884)
             
             
             
Hermann Fack Werft (1884-1910)
             
             
             
Dawatz Werft (1910-2017)
             
? шхуна Greif-Schiffahrtsgesellschaft, Штеттин   1920 Greif  
             
? куттер, 24 брт крабовый промысел   1939 Alice
             
? куттер, 22 брт рыболовный   1947 Elfriede
             
293 пфаль-эвер, 12 м Вернер Эмке   1978 Thule
             
? бизань-эвер, 25 м Каппельн 1978 1982 Maria af von Hoff
             
? яхта-шхуна, 18 брт ?   1985 La Paloma
             
? реставрация куттера, 16 м для музея в Глюкштадте 1994 1995 Rigmor von Glückstadt
             


последнее обновление: 06.01.2022

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 Piekfall Heft Nr.19, Mitteilungsblatt der Freunde des Gaffelriggs, 04.1980
2 Wolfgang Jonas: Schiffbau in Nordfriesland: Holzschiffbau in Tönning - Stahlschiffbau in Husum, Husum 1997
3 Hans Szymanski - Die Ever der Niederelbe (1932)
+ некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий