В 1871 году граф Конрад цу Гольштейн, опекун графа Куно цу Ранцау в Брайтенбурге, распорядился построить судоходный канал из Мюнстердорфа через Брайтенбург в Легердорф для транспортировки добываемых там извести и цемента через Штёр и далее по Эльбе в Гамбург. К 1878 году канал (ширина десять метров, глубина три метра) был готов, включая ответвление (Stichkanal) к цементному заводу. В 1888 году недалеко от Альсена была основана судоходная компания, которая доставляла мел и цемент в Гамбург с помощью буксиров и барж. На обратном пути корабли в основном везли уголь.
Возникшую необходимость в судах для транспортировки грузов по Брайтенбургскому каналу использовал судовой мастер Вильгельм Фак (Wilhelm Fack), сын известного в регионе судостроителя Ханса Фака (в то время владевшего верфью в Бурге/Дитмаршене), основав свою верфь в расположенном рядом с цементным заводом посёлке Ретвиш, в районе моста Дорфштрассе через Штихьканаль (год основания точно не известен).
В отличие от отца и братьев, Вильгельм Фак не увлекался эверами (известен факт постройки лишь одного железного эвера), а сосредоточился на более подходящих для канала деревянных шаландах (Tonsehuten), буксируемых до Штёра бечевой бурлаками или на конской тяге, а далее - буксирными пароходами. К 1890 году судоходный канал Брайтенбург уже использовали суда грузоподъемностью до 50 тонн. Известно, что большое количество таких шаланд было построено на верфи Вильгельма Фака в 1909-1911 годах.
На данный момент нет данных, когда верфь была продана, известно лишь, что к 1932 году она принадлежала Фрицу Дрекзелю (Fritz Drexel), а позже её владел H. Drexel. Верфь существовала довольно долго и продолжала строить несамоходные баржи для канала. Последнее известное упоминание относится к 1957 году, когда местная пожарная служба сообщала, что на верфи сгорела строящаяся там шаланда.
Дата закрытия верфи не известна, но в любом случае железнодорожный транспорт постепенно вытеснил речной из сферы доставки цемента в этом районе и в 1974 году навигация в канале была прекращена. Сейчас он используется для рыбной ловли и туристических походов на лодках. Вся северная часть Ретвиша была занята разросшимся цементным заводом, а все старые строения, в том числе и верфь, снесены - сейчас там о ней ничего не напоминает.
Шаланды в Брайтенбургском канале.
|