Оглавление → Парусные корабли → Конвойные корабли Бремена
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конвойные корабли ганзейского города Бремен
(Konvoischiffe) 1691-1704 гг. 2 ед. Голландский 40-пушечный фрегат конца XVII в.
* Wappen von Bremen * Roland von Bremen *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В 15-17 веках Совет города Бремен неоднократно использовал небольшие корабли, в частности - буеры-бакенщики, для защиты вод и устья Везера. С началом Войны за Пфальцское наследство (1688-1697) морской торговле в Северном море стали угрожать французские военные корабли и каперы, поэтому возникла необходимость в более крупных и мореходных конвоирах. Уже в 1689 году купцы-старейшины оборудовали за свой счёт конвойное судно Goldener Löwe, способное принять на борт два-три десятка пушек, и использовали его на маршруте в Англию. Быстро стало очевидно, что этот корабль был слишком мал, чтобы надёжно обеспечить безопасность на этом важном торговом маршруте. Поэтому торговцы обратились к Совету с просьбой оборудовать для этой цели более крупный и лучше вооруженный корабль. 17 декабря 1690 года Совет решил, что "должен быть только один, но эффективный и способный к обороне корабль, по крайней мере, купленный". В начале 1691 года за счет конвоя был приобретен и оборудован более сильный корабль Wappen von Bremen. Wappen von Bremen (другие варианты написания: Das Wappen von Bremen, Wapen van Bremen) представлял собой трехмачтовый корабль типа фрегата, длиной около 34 метров и шириной 9 метров. Вероятно, он был построен в Нидерландах в 1674 году. В дополнение к большим квадратным парусам, у него были небольшие блинды на бушприте и латинская бизань. Вооружение составляли 42 пушки, из которых восемнадцать были 12-фунтовыми, остальные - меньшего калибра. Около 30 орудий были размещены на батарейной и главной палубах, две в каюте капитана, нацеленные в корму, самые малые располагались на квартердеке и форкасле. Корабль имел три лодки, в том числе один шлюп. Каюта капитана была роскошно обставлена позолоченными зеркалами, кожаными креслами и английскими жестяными тарелками. Как корабль командира конвоя, на корме он имел три адмиралтейских флагштока. В составе экипажа из 200-250 человек было около 50 хорошо вооруженных морских пехотинцев - поэтому в списке инвентаря оружия за 1698 год был указан запас из 42 мушкетов, 46 пистолетов, 180 ручных гранат, а также абордажные сабли и алебарды. Запас пороха составлял 40 баррелей. Капитаном корабля был назначен голландец Юрген Бэйк (Jürgen Bake) из Амстердама. О деталях конвойной службы Wappen von Bremen известно мало. Согласно решению Совета, судно должно было служить "главным образом для безопасности английских торговцев" и "ни для каких других целей, из за которых оно могло быть повреждено или захвачено". Поэтому корабль использовался главным образом на торговом маршруте в Англию, который вел из Везера в Лондон, Халл, Ньюкасл и в Шотландию, но иногда также применялся для сопровождения судов в Амстердам, Берген или Балтийское море. Было также заявлено, что под охраной конвоя должны быть только большие трехмачтовые корабли, так как опасались, что меньшие суда могут задержать конвой и таким образом поставить его под угрозу. После окончания войны за Пфальцкое Наследие в конвоях отпала необходимость и в 1698 году Wappen von Bremen был продан Советом на аукционе за 6000 талеров бременским купцам Даниэлю Майнерцхагену, Конраду Грелле, Петру Лёнингу, Фридриху Харлоху и товарищам. Когда через несколько лет вновь появилась угроза морской торговле, теперь из-за войны за Испанское наследство (1701-1714), в 1704 году совет приобрёл новый конвойный корабль, Roland von Bremen. По некоторым данным это был небольшой корабль постройки 1696 года с вооружением всего в 4 пушки и использовался для сопровождения конвоя только в прибрежных ваттах. В любом случае, в том же году купцы купившие ранее Wappen von Bremen, снова предоставили его Совету в качестве конвойного и корабль сопровождал рейс в Кадис, Малагу и Аликанте. Для этой компании командовать кораблем снова был уполномочен капитан Бэйк. Дальнейшее судьба судна после его возвращения из Средиземного моря неизвестна. Они могли быть вскоре проданы, как и оставаться под флагом города до конца войны.
|