ОглавлениеДирижабли → "Schwarz" 1897 г.

  Дирижабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Экспериментальный дирижабль (Luftschiff)

 Schwarz 


Германия, 1897 г., 1 ед. (проект David Švarc)

Haenlein

*
Schwarz
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
б/н Carl Berg, Eveking, Westphalia 1997 1 алюминиевый дирижабль с мотором, 3.11.1897 единственный полёт в Берлине, разрушен при посадке
ТТХ
Баллон объём 4610 м³
обшивка 0,2-миллиметровые алюминиевые пластины, прикованные к раме
Размерения длина баллона 38,32 м
ширина баллона 15,4 м
высота баллона 18,2 м
площадь поперечного сечения 132 м²
Энергетическая установка состав и тип 3 вертикальных пропеллера Ø 2.6 метра (два на баллоне, один выше гондолы)
+ 1 горизонтальный пропеллер под гондолой
1 мотор Daimler х 12 лс. (508 кг.)
Скорость не определена
Потолок не определён, фактически поднялся лишь на 130 м
Экипаж 1 чел.
Дополнительные данные конструкция жёсткая
управление переключением пропеллеров

 

3 ноября 1897 на поле в Темпельхофе был испытан необычный металлический дирижабль конструкции Давида Шварца.

Давид Шварц (хорват. David Švarc; 20 декабря 1852, Keszthely, Королевство Венгрия – 13 января 1897, Вена) - венгерско-хорватский торговец лесом. Он происходил из еврейской семьи и вырос в Županja, но большую часть своей жизни провёл в Загребе, тогда в составе Австро-венгерской империи. Хотя у Шварца не было никакого специального технического образования, он увлекался техникой и ввёл некоторые усовершенствования в лесопильные машины.

Шварц заинтересовался дирижаблями в 1880-х. Это произошло, когда он в начале зимы остался в хорватской бревенчатой хижине, чтобы контролировать заготовки в недавно купленном лесу. Поскольку работа заняла больше времени чем планировалось, он попросил жену прислать ему литературу, чтобы коротать вечера. Жена послала ему работу Аристотеля и учебник механики. Увлёкшись новой областью знаний Шварц запросил у жены всю техническую литературу, которую она могла получить в Аграме. В числе доставленных были также несколько книг, которые описывали первые дирижабли.

Технические данные первого дирижабля
газовый объем 3280 кубических метров (116 тыс. куб. футов)
пустой вес 2525 кг
грузоподъёмность 958 кг
ЭУ четырёхцилиндровый двигатель весом 298 кг, 10 лошадиных сил (7.5 кВт) при 480 оборотах в минуту
щебень и топливо 170 кг
оборудование и три человека 385 кг
чистый груз 85 кг

Отрезанный зимой целыми днями от внешнего мира, Шварц решил построить собственный дирижабль. Следующим летом и следующей зимой Шварц интенсивно развивал эту мысль дальше. Как это часто бывает, из-за его навязчивой идеи страдал его лесной бизнес, а проект вызывал смех, однако его жена Мелани поддерживала его.

Шварц решил использовать для строительства аппарата алюминий, в те времена совсем новый материал. Он решил построить цельнометаллический дирижабль и предложил свои чертежи военному министру Австро-Венгрии. Они вызвали большой интерес, но никто не был готов оказать экономическую поддержку.

Русский военный атташе посоветовал Шварцу продемонстрировать свой дирижабль в Санкт-Петербурге. Там в 1893 по его проекту и был построен первый дирижабль. Шварц, а позже и его вдова предполагали, что испытательные полеты будут также проводиться там, но это не произошло. Шварц начал постройку дирижабля в конце 1892, поставку алюминия и необходимое финансирование взял на себя промышленник Карлом Бергом.

Источники сообщают о проблемах, возникших во время заполнения баллона газом. Джордж Вэл написал, что "каркас разрушился". Дули подробно цитирует Робинсона - размерения, вес и работу двигателя и сообщает о нескольких недостатках проекта: Шварц очевидно предоставлял металлической обшивке держать газ непосредственно без газовых сумок (российский инженер Кованко указал, что нехватка баллонета вызовет усилия на обшивку во время подъема и спуска), она не была воздухонепроницаема, временные "сумки заполнения" были также не воздухонепроницаемы. Шварц и изготовитель оба обвиняли друг друга. Обстоятельства возвращения Шварца в Австро-Венгрию неясны, отчеты указывают на поспешный отъезд из России.

В 1894 году Карл Берг получил контракт на постройку дирижабля Шварца для Королевского прусского правительства. Части были произведены на фабрике Карла Берга в вестфаленском Эвекинге. Сборка под руководством Шварца началась в 1895 году в берлинском районе Темпельхоф, где в распоряжение Шварца временно передал свою территорию и персонал Прусский Батальон Воздушных Кораблей.

Внешняя оболочка баллона была полностью изготовлена из тонких алюминиевых листов. Гондола, также алюминиевая, была на рамах прикреплена к набору. Размещённый в гондоле двигатель Даймлера на 12 лошадиных сил вращал алюминиевые пропеллеры. Один из пропеллеров использовался, чтобы регулировать подъём.

Из-за задержек, дирижабль был впервые заполнен газом и проверен 9 октября 1896, но результаты были неудовлетворительными, потому что водородный газ, поставленный Vereinigten Chemischen Fabriken из Леопольдсхалля, был плохого качества и не обеспечивал достаточную подъёмную силу. Решили, что необходим газ с плотностью 1,15 кг на кубический метр.

Шварц не дожил до первого полета его дирижабля. Между 1892 и 1896 он много ездил, что сказалось на его здоровье, кроме того он много курил. 13 января 1897 он упал в обморок на улице в Вене у ресторана "Zur Linde" и умер через несколько минут в прихожей от остановки сердца. Незадолго до этого он получил новость, что его дирижабль готов к заполнению газом.

3 ноября 1897 механик батальона Эрнст Егельс (Jägels) поднялся в гондолу и в 15:00 стартовал с поля в Темпельхофе около Берлина. Когда наземная команда перестала удерживать судно, оно стало подниматься слишком быстро и Егельс запустил горизонтальный пропеллер. Приблизительно на 130-метровой высоте с левого пропеллера слетел приводной ремень, вызвав частичную потерю управляемости, судно "повернуло широкой поверхностью к ветру, и передняя привязь оторвалась". Когда дирижабль отдрейфовал на 510 метров, соскользнул ремень и с правого пропеллера, таким образом корабль полностью потерял управление. Егельс решил закончить полёт, открыл недавно установленный газовый клапан выпуска и благополучно приземлился, но из-за недостаточного количества газа баллон завалился набок и был разрушен собственным весом.

Таким образом Шварц создал первый летающий твердый дирижабль, хоть и умер прежде, чем смог увидеть, что он наконец взлетел. Это был также первый дирижабль с внешним корпусом, сделанным полностью из металла. Не смотря на частичный успех, из-за смерти конструктора далее работы по этому проекту не продолжались. Карл Берг позже поставил алюминиевые части для первого дирижабля Цеппелина. По некоторым данным Фердинанд фон Цеппелин купил патент у вдовы Шварца.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 Dooley, Sean C., The Development of Material-Adapted Structural Form - Part II: Appendices. THÈSE NO 2986 (2004)
2 Hugill, Peter J. 1995. World Trade Since 1431: Geography, Technology, and Capitalism, JHU Press, page 258.
3 Whale, George. 1995. British Airships, Past / Present / Future, BiblioBazaar (October 26, 2007)
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 02.12.2021

 




 

 
Флаг Германской империи

Разрушенный баллон дирижабля Шварца.




Дэвид Шварц с супругой Меланией.