3 ноября 1897 на поле в Темпельхофе был испытан необычный металлический дирижабль конструкции Давида Шварца.
Давид Шварц (хорват. David Švarc; 20 декабря 1852, Keszthely, Королевство Венгрия – 13 января 1897, Вена) - венгерско-хорватский торговец лесом. Он происходил из еврейской семьи и вырос в Županja, но большую часть своей жизни провёл в Загребе, тогда в составе Австро-венгерской империи. Хотя у Шварца не было никакого специального технического образования, он увлекался техникой и ввёл некоторые усовершенствования в лесопильные машины.
Шварц заинтересовался дирижаблями в 1880-х. Это произошло, когда он в начале зимы остался в хорватской бревенчатой хижине, чтобы контролировать заготовки в недавно купленном лесу. Поскольку работа заняла больше времени чем планировалось, он попросил жену прислать ему литературу, чтобы коротать вечера. Жена послала ему работу Аристотеля и учебник механики. Увлёкшись новой областью знаний Шварц запросил у жены всю техническую литературу, которую она могла получить в Аграме. В числе доставленных были также несколько книг, которые описывали первые дирижабли.
Технические данные первого дирижабля |
газовый объем |
3280 кубических метров (116 тыс. куб. футов) |
пустой вес |
2525 кг |
грузоподъёмность |
958 кг |
ЭУ |
четырёхцилиндровый двигатель весом 298 кг, 10 лошадиных сил (7.5 кВт) при 480 оборотах в минуту |
щебень и топливо |
170 кг |
оборудование и три человека |
385 кг |
чистый груз |
85 кг |
Отрезанный зимой целыми днями от внешнего мира, Шварц решил построить собственный дирижабль. Следующим летом и следующей зимой Шварц интенсивно развивал эту мысль дальше. Как это часто бывает, из-за его навязчивой идеи страдал его лесной бизнес, а проект вызывал смех, однако его жена Мелани поддерживала его.
Шварц решил использовать для строительства аппарата алюминий, в те времена совсем новый материал. Он решил построить цельнометаллический дирижабль и предложил свои чертежи военному министру Австро-Венгрии. Они вызвали большой интерес, но никто не был готов оказать экономическую поддержку.
Русский военный атташе посоветовал Шварцу продемонстрировать свой дирижабль в Санкт-Петербурге. Там в 1893 по его проекту и был построен первый дирижабль. Шварц, а позже и его вдова предполагали, что испытательные полеты будут также проводиться там, но это не произошло. Шварц начал постройку дирижабля в конце 1892, поставку алюминия и необходимое финансирование взял на себя промышленник Карлом Бергом.
Источники сообщают о проблемах, возникших во время заполнения баллона газом. Джордж Вэл написал, что "каркас разрушился". Дули подробно цитирует Робинсона - размерения, вес и работу двигателя и сообщает о нескольких недостатках проекта: Шварц очевидно предоставлял металлической обшивке держать газ непосредственно без газовых сумок (российский инженер Кованко указал, что нехватка баллонета вызовет усилия на обшивку во время подъема и спуска), она не была воздухонепроницаема, временные "сумки заполнения" были также не воздухонепроницаемы. Шварц и изготовитель оба обвиняли друг друга. Обстоятельства возвращения Шварца в Австро-Венгрию неясны, отчеты указывают на поспешный отъезд из России.
В 1894 году Карл Берг получил контракт на постройку дирижабля Шварца для Королевского прусского правительства. Части были произведены на фабрике Карла Берга в вестфаленском Эвекинге. Сборка под руководством Шварца началась в 1895 году в берлинском районе Темпельхоф, где в распоряжение Шварца временно передал свою территорию и персонал Прусский Батальон Воздушных Кораблей.
Внешняя оболочка баллона была полностью изготовлена из тонких алюминиевых листов. Гондола, также алюминиевая, была на рамах прикреплена к набору. Размещённый в гондоле двигатель Даймлера на 12 лошадиных сил вращал алюминиевые пропеллеры. Один из пропеллеров использовался, чтобы регулировать подъём.
Из-за задержек, дирижабль был впервые заполнен газом и проверен 9 октября 1896, но результаты были неудовлетворительными, потому что водородный газ, поставленный Vereinigten Chemischen Fabriken из Леопольдсхалля, был плохого качества и не обеспечивал достаточную подъёмную силу. Решили, что необходим газ с плотностью 1,15 кг на кубический метр.
Шварц не дожил до первого полета его дирижабля. Между 1892 и 1896 он много ездил, что сказалось на его здоровье, кроме того он много курил. 13 января 1897 он упал в обморок на улице в Вене у ресторана "Zur Linde" и умер через несколько минут в прихожей от остановки сердца. Незадолго до этого он получил новость, что его дирижабль готов к заполнению газом.
3 ноября 1897 механик батальона Эрнст Егельс (Jägels) поднялся в гондолу и в 15:00 стартовал с поля в Темпельхофе около Берлина. Когда наземная команда перестала удерживать судно, оно стало подниматься слишком быстро и Егельс запустил горизонтальный пропеллер. Приблизительно на 130-метровой высоте с левого пропеллера слетел приводной ремень, вызвав частичную потерю управляемости, судно "повернуло широкой поверхностью к ветру, и передняя привязь оторвалась". Когда дирижабль отдрейфовал на 510 метров, соскользнул ремень и с правого пропеллера, таким образом корабль полностью потерял управление. Егельс решил закончить полёт, открыл недавно установленный газовый клапан выпуска и благополучно приземлился, но из-за недостаточного количества газа баллон завалился набок и был разрушен собственным весом.
Таким образом Шварц создал первый летающий твердый дирижабль, хоть и умер прежде, чем смог увидеть, что он наконец взлетел. Это был также первый дирижабль с внешним корпусом, сделанным полностью из металла. Не смотря на частичный успех, из-за смерти конструктора далее работы по этому проекту не продолжались. Карл Берг позже поставил алюминиевые части для первого дирижабля Цеппелина. По некоторым данным Фердинанд фон Цеппелин купил патент у вдовы Шварца.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на английском |
1 |
Dooley, Sean C., The Development of Material-Adapted Structural Form - Part II: Appendices. THÈSE NO 2986 (2004) |
2 |
Hugill, Peter J. 1995. World Trade Since 1431: Geography, Technology, and Capitalism, JHU Press, page 258. |
3 |
Whale, George. 1995. British Airships, Past / Present / Future, BiblioBazaar (October 26, 2007) |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 02.12.2021