Пауль Хенляйн (1835 - 1905) получил образование инженера-механика в техническом институте в Карлсруэ и до 1861 года работал дипломированным инженером-строителем в Kölnischen Maschinenbau AG в Байентале, а затем переехал в Стокгольм. В 1864 году он получил работу проектировщика в Лондоне.
За это время он разработал идею управляемого дирижабля с газовым двигателем. Необходимый топливный газ должен быть взят из крышки баллона. 1 апреля 1865 года он получил патент (№ 130 915) на изобретение использования для работы мотора газа в баллоне дирижабля.
В 1868 году Хенляйн вернулся в Майнц и начал строить уменьшенную модель своего дирижабля. В длину десять метров тело аэростата имело диаметр более двух метров. 5 октября 1871 года Хенляйн представил модель публике во Фрухтхалле в Майнце. Хотя шоу было успешным, он не смог найти финансистов, чтобы построить большой дирижабль.
Вторую модель он показал в Вене, где имел больший успех. После двух выступлений в большом Редутен-зале в Венском Хофбурге и в Софиен-зале Хенляйн смог с помощью Niederösterreichische Gewerbeverein основать общество "с целью постройки большого воздушного шара, несущего человека". В 1872 году на территории завода производителя резины Райтхоффера (J. N. Reithoffer) в Вимпассинге был изготовлен 50-метровый дирижабль "Aeolus".
Баллон дирижабля 164 фута (50 м) длиной, 30 футов (9.1 м) максимальным диаметром, и с рабочим объемом 85 000 футов (26 000 м) был сделан воздухонепроницаемым с помощью внутреннего резинового покрытия, с более тонкой тканью на внешней стороне. Пропеллер диаметром 15 футов (4,6 м) вращался двигателем Ленуара со скоростью 40 оборотов в минуту. При массе 233 кг и объёме 19,2 л., у него было четыре горизонтальных цилиндра, которые давали мощность приблизительно 6 лошадиных сил с потреблением газа приблизительно 250 кубических футов (7,1 м³). Газ забирался из баллона, который сохранял форму с помощью подкачки воздуха для компенсации в карманы в главном баллоне. Из-за потребления газа подъёмная сила уменьшалась, таким образом дальность полёта дирижабля была ограничена. Это был первый случай использования двигателя внутреннего сгорания для полётов.
Так, как Хенляйн не смог найти в венском Нойштадте подходящий балонный газ, первое испытание дирижабля состоялось 13 декабря 1872 в чешском Брно. Газ, который использовался для заполнения, оказался слишком тяжелым. После того, как Хенляйн срочно снял большой резервуар с охлаждающей водой и часть перил, дирижабль смог подняться на высоту до 20 метров, удерживаемый солдатами на веревках, при этом он достиг скорости 18-19 км/ч, больше, чем любой дирижабль раньше, и поэтому мог двигаться против ветра.
Не смотря на успешный испытания, дальнейшему развитию дирижабля помешал биржевый крах в Вене в 1873 году, Хенляйн не смог собрать дополнительных средств и общество распалось.
Вскоре после этого, Хенлейн был нанят Maschinenfabrik Sulzer в Винтертуре в Швейцарии в качестве конструктора машин, а в 1878 году он перешёл на фабрику швейных машин Maschinenfabrik Friedrich von Martinis во Фрауэнфельде в Швейцарии, где проработал двадцать лет. Когда в 1881 году в Берлине была основана Немецкая ассоциация содействия аэронавигации с целью доведения до сведения "возможности производства дирижаблей для всеобщего сведения и получения средств, необходимых для их постройки", Хенляйн присоединился к нему, однако его надежда на то, что он сможет собрать средства для продолжения своей работы через ассоциацию, не оправдалась. Вернувшись в Майнц в 1904 году, он подытожил свои идеи по созданию дирижабля в брошюре о современном этапе управляемого дирижабля. Ханлен умер в 1905 году в возрасте 69 лет в Майнцской больнице Святого Винченца.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Wolfgang Metzger und Andrea Erne: Alles über Flugzeuge Ravensburger Buchverlag, 2002 |
2 |
Vierteljahreshefte Fürstr Kultur, Politik, Wirtschaft, Geschichte (quarterly review) Mainz the cradle of the dirigible airship; Editor.: Stadt |
3 |
Hermann Moedebeck: Handbuch der Luftschiffahrt mit besonderer Berücksichtigung ihrer militairischen Verwendung. Edwin Schloemp, Leipzig 1886 |
4 |
Hermann Moedebeck: Paul Haenlein. In: Illustrierte Aeronautische Mitteilungen. 11, 1905 |
5 |
Raimund Nimführ: Leitfaden der Luftschiffahrt und Flugtechnik. Hartleben, Wien/Leipzig 1909 |
6 |
Wilhelm Jäckle: Haenlein, Paul. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 7, Duncker & Humblot, Berlin 1966 |
7 |
Günter Schmitt, Werner Schwipps: Pioniere der frühen Luftfahrt. Gondrom Verlag, Bindlach 1995 |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 17.05.2019