ОглавлениеПарусные корабли → Бранденбургские торговые фрегаты XVII в.

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Бранденбургские торговые фрегаты XVII в.
(Handelfregatte)
Бранденбург, 1663 г. 2 ед.

 

*
Herzogtum Cleve → Wappen von Cleve
*
Grafschaft Mark
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место постройки дата ввода в строй примечания
1 Herzogtum Cleve Амстердам 1663 с 1664 Wappen von Cleve, в 1670 продан.
2 Grafschaft Mark Амстердам 1663 В 1666 продан.
ТТХ
  Herzogtum Cleve Grafschaft Mark
Водоизмещение ок. 300 т. ок. 280 т.
Размерения длина ок. 30-35 м.
ширина ок 7-7,5 м
ВООРУЖЕНИЕ
Herzogtum Cleve 26 пушек
Grafschaft Mark 24 пушки




 

GalleonGalleonС помощюю своего дипломатического мастерства при заключении мирного договора в 1662 г. курфюрст Фридрих Вильгельм I добился полного суверенитета Пруссии. Впервые она оказалась без иностранного господства в собственных больших гаванях. Сначала курфюрст попытался получить прибыль с помощью торговых судов. Для этого в 1663 в Голландии были куплены два "торговых" фрегата: 26-пушечный Herzogtum Cleve (в следующем году переименованный в Wappen von Cleve) и 24-пушечный Grafschaft Mark.

Оба судна были построены с 1662 по 1663 в Амстердаме за счёт курфюрста. Возможно оба корабля были предназначены для участия в торговой компании, среди прочего, курфюрст также вёл переговоры с Англией, однако, эти два фрегата должны пыли выполнять грузовые рейсы в пользу Курфюрста. 30 ноября 1664 оба корабля прибыли в Тромсё в Норвегии, приняли груз леса для Испании и 14 января 1665 вышли в рейс.

Из-за неблагоприятных ветра 23 января они вынуждены были зайти в Фалмут, где капитаны были немедленно арестованы и корабли были изъяты. Хотя посол Бранденбурга в Лондоне, Кристоф фон Брандт, немедленно заявил протест, только 8 апреля оба корабля снова были в море. Тем не менее, сам Брандт не был уверен в законности его протеста, потому что он не мог понять, почему на таких, в его глазах, дорогих кораблях находился такой некачественный груз, как древесина. Для Испании, однако, это был очень ценный груз, так как местное судостроение сильно от него зависило.

Официально английское руководство сослалось на несоблюдение салюта флагу, но на самом деле причиной было строительство в Амстердаме шести 70-пушечных кораблей для французского военно-морского флота, как писал Брандт в письме курфюрсту 31 марта. В то время как английские Адмиралтейство было довольно хорошо осведомлено о военных приготовлениях голландцев, о французском флоте они имели только смутное представление. Казалось, они боялись, что Франция станет союзником Нидерландов, со столь же сильным флотом в канале, как они предполагали и в самих Соединенных провинциях.

8 апреля 1665 два корабля смогли выйти в море, и снова вышли 10 июля в Кадис с грузом соли. Около мыса Лизард они были остановлены пятью английскими кораблями и оба капитана приглашены на борт фрегата ELISABETH.

После долгих переговоров оба корабля были препровождены в Плимут и 1 сентября объявлены Адмиралтейством в Винчестере свободными от призового права и освобождены после 179 дней под арестом. 25 января 1666 они оставили Плимут и напрвились в Остенде, но из-за шторма пришлось придти в Зеландию.

Мало что известно о судьбе обоих кораблей. В то время как Grafschaft Mark, вероятно, был продан в Нидерландах уже в 1666 году французскому владельцу, второй фрегат до 1670 находился в Кенигсберге.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 R C Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
на немецком
2 Thomas Feige. Brandenburgische Schiffe in der bildlichen Darstellung, Berlin
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 




 

 
Судя по гербам, именно эти корабли на картине на дереве Олферта де Фрия (Olfert de Vrij), которая почему то называется „Корабли голланской Ост-Индийской компании в бурном море“ (Holländische Ostindienfahrer auf bewegter See), 1665, находится в картинной галерее Национального музея в Берлине. По соображениям сохранения, картина для общественности не доступна.
Графство Марк (нем. Grafschaft Mark) — входило в состав Священной Римской империи и находилось в Рурской области. Оно существовало примерно с 1198 года как графство. Резиденцией графов был город Хамм.
Герцогство Клевское (нем. Herzogtum Kleve, нидерл. Hertogdom Kleef) — входило в состав Священной Римской империи и находилось в её нижнерейнско-вестфальском округе по обе стороны Рейна между епископством Мюнстер, женским монастырем Эссен, герцогствами Берг, Юлих и Гельдерн, а также кёльнским курфюршеством. Клеве существовало примерно с 1020 года как графство и стало герцогством в 1417 году. Резиденцией герцога был замок Шваненбург в городе Клеве, а также замок Монтерберг неподалеку от Калькара.
на рисунке - голландский фрегат XVI-XVIII вв.
Следующая страница - большие фрегаты Бранденбургского флота
Предыдущая страница - Прусские (Бранденбургские) корабли Северной войны 1655—1660 гг.