ОглавлениеСуда обеспечения → Плавучие маяки типа "Aussen-Jade"

  Суда обеспечения  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Плавучие маяки
(Marine-Feuerschiffe) типа

 Aussen-Jade 


Германия, 1870-1874 г. 2 ед.


 

*
Aussen-Jade
*
Minsener Sand
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Außen Jade <Königl. Werft>, Данциг 1869 (Feuerschiff Nr. 1), лоцманское управление Яде, позиция: 53°48'43"N/08°01'24”o, в 1905 заменён, слом.
1869
04.1870
2 Minsener Sand <Königl. Werft>, Данциг 1873 Лоцманское управление Яде, сперва резервный (?), с 1.07.1876 позиция: 53°45'20"N/08°05'04"O, в 1914 заменён, слом.
1873
1874
ТТХ
Водоизмещение 226 т
Размерения длина 36,0 м
Энергетическая установка паруса шхуна
Экипаж 11 чел.
ОБОРУДОВАНИЕ
  Außen Jade Minsener Sand
дневное два постоянных круговых белых огня на фок- и грот-мачтах один постоянный круговой красный огонь на грот-мачте, с 1905 + белый на фок-мачте, с 1907 - три белых огня (на всех мачтах)
ночное по 1 чёрному шару на фок- и грот-мачтах (сперва на фок- и бизань-мачтах) 1 красный шар на грот-мачте, с 1898 - три чёрных шара - по одному на каждой мачте, с 1904 - по шару на фок- и грот-мачте, с 1907 - 1 чёрный шар на грот-мачте, с 1908 - три чёрных шара
туманное колокол колокол
экстренное 2 пушки 2 пушки
дополнительно с 1898 - фонарь Морзе для ночных сигналов, на Aussen-Jade установлен радио-телеграф.

 

После основания военного порта Вильгельмсхафен, для улучшения ночных сигнальных огней на внешнем выходе из Яде, потребовался плавучий маяк, который бы, как и порт, принадлежал военному флоту. Гидрографическое бюро прусского морского министерства в Берлине заказало его Королевской верфи в Данциге, которая построила для этой цели деревянное 3-мачтовое судно по типу шхуны.

В апреле 1870, незадолго до начала войны с Францией, маяк был передан прусской королевской лоцманской команде Яде в Вильгельмсхафене и занял позицию (станцию) Aussen-Jade (Яде-внешний, 53°48'43"N/08°01'24"O).

В 1876 добавили второй плавучий маяк - на станции Minsener Sand (мель Минзенер, позиция: 53°45'20"N/ 8°05'04"O), построенный по тому же проекту в 1873 г. Вероятно, в 1874-1875 гг. он числился резервным.

Корабли были полностью окрашены в красный цвет и на обоих бортах белыми заглавными буквами высотой 90 см было нанесено название позиции. В отличие от гражданских маяков, военные не имели собственных имён, а лишь название позиции (станции) расположения.

Aussen-Jade днём нёс два шара на топах фок- и бизань-мачт (позже на фок- и грот- мачтах), ночью - два постоянных белых огня, освещающие весь горизонт, на фок- и грот-мачтах. Огонь на грот-мачте располагался в 50 футах (15,24 м, по др. данным 17 м, в плохую погоду - 12,6 м) над уровнем воды, на фок-мачте - в 34 футах (10,36 м, по др. данным 7,9 м), при чистом воздухе оба огня были видны не менее, чем на 9 миль. Кроме того на бушприте имелся швартовочный фонарь в 1,9 м над водой. Каждый фонарь имел три линзовых устройства типа VI с 1 лампой с 39 мм горелкой. Нефтяные фонари крепились на железных вилках и подымались вечером. В туманную или дождливую погоду звонил колокол быстрыми последовательными ударами в течение 2 минут с паузами по 2 минуты. На борту имелось две пушки, которые использовались при опасном сближении судна с маяком и сперва в этом случае давали 1 выстрел в минуту, а после того, как один корабль чуть не протаранил маяк, с 1 марта 1875 - сдвоенный выстрел раз в 3 минуты. Кроме того на корабле имелся семафорщик и флажный сигнальщик. С их помощью также выполнялась связь с береговыми службами.

Minsener Sand сперва был оборудован одним дневным красным 6-футовым шаром (Ø 1,8 м), на высоте 52 фута (15,7 м, в плохую погоду - 12,6 м) над уровнем воды, при чистом воздухе он был виден не менее, чем на 7 миль. В остальном он был аналогичен первому.

Из-за войны Aussen-Jade начал службу только весной 1871 г. недалеко от буя № 5 во внешнем Яде. С 22 июня до 7 июля 1874 года корабль прошёл ремонт, 30 декабря 1874 года вынужден был оставить позицию из-за обрыва якорной цепи и вернулся после ремонта 6 января 1875. В 1875 из-за движения песков маяк сменил позицию на 53°48'36"N/08°01'48"O.

1 июля 1876 на позицию 53°45'20"N/08°05'04"O на глубине 17 м. стал второй маяк - Minsener Sand. 22 мая 1884 Aussen-Jade снова был перемещён на восток, на глубину 15 м, а в 1885 на фарватере в 200 м. к западу от Minsener Sand было обнаружено место 7,5 м глубиной, куда маяк и перевели. 23 июля 1890 Aussen-Jade снова переместили на восток, на позицию 53°48'40"N/08°3'17"O, а 20 июля 1891 - ещё на 250 м. (53°48'41"N/08°03'23"O на глубине 17,5 м.).

В конце июня 1893 фарватер Минзенер был выделен в качестве основного для крупных судов, и чтобы лучше это обозначить, Aussen-Jade переместили на запад, где он вместе с гражданским плавучим маяком "Bremen" указывал направление на Вангероогский фарватер. Минзенерский фарватер был обозначен с западной стороны бакенами F, G, H, J и K, а на восточной стороне бакенами № 7, 8, маяком Minsener Sand и бакеном № 9. Новая позиция Aussen-Jade теперь была 53°48'57"N/08°00'35"O, Minsener Sand 53°47'23"N/08°3'5"O. При этом последний на какое-то время был заменён на одномачтовый резервный маяк Reserve-Jade.

К 1898 на Aussen-Jade установили радио-телеграф (позывной "F A U", нормальная дальность 100 км, длина волны 300 м, часы работы: бесперебойно). Оба корабля получили фонари Морзе для ночных сигналов. Также они использовались в качестве лоцманских пунктов и мест посадки лоцманов в штормовую погоду.

В 1903 Aussen-Jade был исключён и сдан на слом, на позиции его заменило новое судно с тем же именем. Minsener Sand в конце февраля 1894 г. сместили на позицию 53°48'56"N/08°04'53"O на глубине 9,5 м. С июля он нёс две дневные марки: на фок-мачте в 18,2 м над водой, на грот-мачте - 19,4 м. В сентябре его снова передвинули - в точку 53°48'59"N/08°04'48"O с глубиной 10 м. 5 июня 1905 г. маяку сменили ночные обозначения. На грот-мачте остался красный постоянный свет в 15,7 м над водой с дальностью видимости 7 миль, но был добавлен белый фонарь постоянного света на фок-мачте на высоте 9,4 м над водой и дальностью видимости 9 миль. При плохой погоде они опускались соответственно до 12,6 и 7,9 м. В июле 1906 корабль снова сменил позицию из-за движения песков на 53°49'02"N/08°04'50"O.

Во второй половине ноября 1907 года на Minsener Sand опять сменили обозначения: ночью он нёс три белых огня видимостью в 9 миль. В хорошую погоду высота фонаря на грот-мачте составляла 14,5 м, на фок-мачте - 11,0 м, на бизань-мачте - 7,5 м над водой. В плохую погоду они опускались до 12/9/7,5 м над уровнем воды. В качестве дневного знака теперь он нёс черный шар на грот-мачте. Позиция вновь чуть сместилась: 53°49'07"N/08°04'50"O. С конца марта или начала апреля 1908 днём маяк снова нёс три чёрных шара на топах мачт, на высоте 18,2 м (фок), 19,4 м (грот) и 13,5 м (бизань). При плохой погоде соответственно 11/14,5/7,5 м. С августа 1908 его позиция была 53°49'07"N/08°04'57,5"O, а с 1910: 53°49'11"N/08°04'56"O.

В 1914 г. Minsener Sand был заменён новым судном с таким же названием и отправлен на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 5., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1988.
2 www.baken-net.de
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 14.05.2019

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1908
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1870-1903, флаг лоцманской службы
Aussen-Jade
"Aussen-Jade"
Aussen-Jade
Один из паровых фрегатов проходит мимо "Aussen-Jade".
Minsener Sand
"Minsener Sand"
Следующая страница - плавучий маяк "Geniusbank"